Пещерный храм в Дамбулле, который упоминается в Махавамсе (Mahavamsa) (основной исторической хронике Шри-Ланки, написанной на языке Пали) как Юмбукола Вихара (Jumbukola Vihara) (пещерный храм Дамбуллы), находится примерно в 75 км к северо-западу от Канди (Kandy), последней столицы сингальских королей, куда можно попасть по главной дороге на Анурадхапуру (Anuradhupura).
Пещерный храм Дамбуллы
Храмы, которые принесли известность этому месту, являются частью просторной пещеры на западном склоне скалы, расположенной на высоте около 107 метров над равниной. Сейчас нет возможности установить, являются ли пещеры, в которых находятся храмы, полностью естественными, или только частично естественными, или частью естественными, а частью искусственными. Велика вероятность, что в основе своей они созданы силами природы, а человек лишь немного углубил их. Традиционно считается, что некоторые пещеры были выкопаны при короле Ваттагамани Абхайи (Vattagamani Abhaya) в первом веке до н.э. Можно предположить, что король и его потомки в качестве пожертвования этому храму расширяли и выравнивали пещеры, а также прорезали вдоль скалы переливы (катарама), чтобы защитить пещеры от дождевой воды.
Пещеры и фрески Дамбуллы (общая информация)
Храм Дамбуллы состоит из пяти пещер (святилищ). В каждой из этих пещер с арочными сводами размещаются статуи Будды и различных выдающихся исторических или буддийских деятелей. В общей сложности, в пещерах найдено 150 изображений Будды. Пещера №5 (последняя в ряду) не имеет никакой исторической ценности, поскольку была построена во втором десятилетии 20-го века. Все остальные пещеры хранят статуи и фрески, относящиеся к различным эпохам сингальской скульптуры и живописи. Некоторые полагают, что самые ранние фрески Дамбуллы датируются 8 веком н.э. Однако проверить эту теорию не представляется возможным из-за рисунков, нанесенных поверх фресок. Тем не менее, эти пещеры – сокровищница изображений, узоры многих из которых напоминают фрески Сигирии. Для тех, кто изучает историю буддизма, фрески Дамбуллы, при внимательном исследовании, дадут огромное количество информации для исследований.
Считается, что классическая школа сингальской живописи прекратила свое существование после падения королевства Полоннарува (Polonnaruwa) в конце двенадцатого века. До нас не дошло ни одного образца этого стиля, который бы датировался после 13 века. Новые примеры традиционной живописи относятся уже к 17-18 векам.
Не похоже, что эта школа основывалась на художественных традициях древних мастеров, создавших шедевры в Сигирии (Sigiriya) и Полонноруве.
Этот стиль характеризуется исключительно двумерными изображениями; композиции также не отражают искусство художников предыдущих эпох. Художественные нормы, выраженные, в частности, в декоративных узорах и изображении деревьев и вьющихся растений, не имеют ничего общего с ранней ланкийской живописью.
Похоже, что на эту школу значительное влияние оказали художественные течения, процветавшие в районе плоскогорья Декан (Deccan) (Южная Индия) под покровительством мусульманских правителей. И фрески, украшающие пещеры Дамбуллы, представляют именно эту новую школу сингальской живописи. Стены пещер во внутренних помещениях храма целиком покрыты фресками. Считается, что самые старые фрески находятся в пещере №2 и представляют собой декоративные узоры, но, согласно высказанным ранее предположениям, ни одну из них невозможно отнести к более ранним периодам. Тем не менее, сами изображения исключительно похожи на потолочные орнаменты Сигирии. Возможно, здесь находились более старые изображения, которые могли быть утеряны или скрыты под новыми узорами. Можно предположить, что стиль декоративных узоров воплощал в себе некие древние идеи и даже может считаться продолжением традиции изображений в Сигирии. Однако из найденных в Дамбулле записей (Тудапата) (Tudapata), на которые мы уже ссылались ранее, становится ясно, что пещеры Дамбуллы № 1,2 и 4 были расписаны в 17 веке кандийскими художниками по приказу короля Сенарата (Senarat) (1604-1635). Во время правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) фрески Дамбуллы были отреставрированы и нанесены заново. Изображения в пещере №4 представляют новую школу сингальской живописи, которая была распространена в провинциях Канди после 17 века.
Пещера № 1 (Дева Раджа Вихарая (Deva Raja Viharaya))
Пройдя через ворота храма в Дамбулле, посетитель, прежде всего, попадает в пещеру №1, называемую Дева Раджа Вихарая (храм Короля Богов). Считается, что такое название было дано пещере потому, что бог Сакка (Sakka) (Король Богов) внес завершающие штрихи в главное изображение пещеры. Эта статуя длиной почти 14 метров в традиционном стиле воссоздает париниббану (последнее мгновение) Будды. Эта прекрасно сохранившаяся статуя вырезана из естественной породы и обработана практически со всех сторон, только сзади по всей длине она соединяется со скалой. Лицо лишено выражения, сработано грубо и безжизненно. Традиционное длинное одеяние скрывает тело до щиколоток, оставляя открытыми правое плечо и грудь. Лицо круглое и невыразительное. Глаза едва обозначены, лоб узкий, а ухо не имеет четкой формы. Группа точек схематично изображает волосы. Текстура одеяния передана посредством часто прорезанных канавок, тесно сгруппированных парами. Остальные части тела отображены реалистично и пропорционально, не считая кажущихся одеревенелыми ступней и правой ноги.
В пещере находятся еще пять статуй, одна из которых – стоящая в южной части комнаты – предположительно принадлежит Архату Ананде (Ananda), самому преданному ученику Будды, который оплакивает смерть своего учителя.
В северном углу пещеры, напротив главной статуи, находится искусно выполненная скульптура бога Вишну (Visnu) (некоторые исследователи полагают, что это изображение принадлежит Упульвану (Upulvan), одному из четырех богов-хранителей Шри-Ланки).
По неизвестным причинам, комната с этой статуей всегда закрыта для широкой публики.
Хотя стены и потолок пещеры покрыты фресками, их невозможно рассмотреть из-за копоти от благовоний, которые приносят верующие.
Пещера № 2 (Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya))
Следующая пещера, в которой оказывается посетитель, несомненно, является самой большой и роскошной из всех пещер храма. Входящий попадает в пещеру через портал, расположенный в передней части святилища и переходящий в высокий арочный проем, который охраняют стоящие по обеим сторонам каменные фигуры, изображающие привратников. Пещера носит имя Маха Раджа Вихарая (храм Великого Короля), поскольку, по общепринятому мнению, ее основал король Ваттагамани Абхайа (Vattagamani Abhaya), лично участвовавший в строительстве.
Вся пещера расписана ярчайшими фресками, сохранившимися в отличном состоянии. Длина пещеры составляет 52,5 метров, ширина – 23 метра, а высота около передней стены – 6,4 метра. По мере продвижения вглубь пещеры свод постепенно становится все ниже и превращается в арку в дальней части помещения. В пещере находятся пятьдесят три статуи. Большинство из них изображают Будду в различных позах. Многие из статуй значительно превосходят человеческий рост, однако в пещере нет ни одного изображения, которое было бы ощутимо меньше натуральной величины.
Посетитель, входящий в пещеру через дверь в северном углу, прежде всего, видит статую стоящего Будды под искусно выполненной аркой в виде дракона Торана (Torana). Оба изображения вытесаны из естественной горной породы. Это главные скульптуры этого святилища. Правая рука Будды поднята в жесте защиты. Это крепкая искусно вырезанная каменная фигура с массивными руками и ногами. Однако скульптор даже не пытался передать реальные пропорции тела. Струящиеся складки одежды показаны посредством канавок. Правое плечо и рука обнажены. Складки одеяния собраны на левом плече. Голову покрывает множество шишечек, расположенных равномерно и увенчанных гребнем. Глаза статуи открыты. У нее полные губы и широкий нос. Конечности кажутся неподвижными, а тело – одеревенелым. Скульптура стоит на каменном круглом пьедестале в форме цветка лотоса. Изображение лотоса выполнено довольно грубо.
Справа и слева от статуи Будды расположены стоящие фигуры двух божеств: Наты (Natha) и Майтрейи (Maitreya), которые, согласно верованиям буддистов, в будущем станут Буддами.
Справа от входа находятся прекрасные ступы высотой около 5,5 метров. Широкий круглый пьедестал, на котором они стоят, украшен четырьмя фигурами Будды, ориентированными по четырем сторонам света и сидящими на кольцах кобры, чей широкий капюшон отбрасывает тень на статуи.
Остальные статуи Будд в этой пещере расположены в ряд вдоль стен и внутреннего коридора, ведущего в мозаичную комнату, и никак не сгруппированы. Около внешней стены нет ни одной статуи, кроме достаточного нового изображения лежащего Будды. В северной части пещеры фигуры стоят в два ряда.
Ближе к восточной стене святилища непрерывно капает вода, просочившаяся сквозь потолок пещеры из пустот на вершине скалы, где она скапливается после дождя. Капли собираются в сосуд, расположенный в небольшом квадратном углублении в полу, и используются исключительно для религиозных целей.
Все поверхности в этой пещере, будь то камни или стены, расписаны яркими красками с преобладанием желтого цвета. На потолке около входа в основном изображены сцены из жизни Будды до и после просветления. Здесь художник также попытался отобразить предыдущие рождения Будды. Возможно, посетителям этого святилища будет интересно узнать, по крайней мере, о нескольких из этих фресок. Вот основные изображения, расположенные в этой части пещеры:
- Принц Сиддхартха, будущий Будда, выходящий из дворца, чтобы продемонстрировать свое воинское искусство.
- Принц Сиддхартха, демонстрирующий мастерство лучника.
- Принц Сиддхартха, уходящий из дома в поисках истины.
- Монстры армии Мары, армии зла, атакуют Будду.
- Злобный Мара сброшен со слона и побежден Буддой.
У восточного края пещеры за рядом статуй Будды находится небольшой альков, образованный огромным скальным выступом. Стены его сплошь покрыты фресками. На входе в этот альков стоит статуя короля, как считается, Ниссанкамаллы (Nissankamalla), который активно восстанавливал этот храм. Похоже, что в этой части пещеры художник решил отобразить историю острова. Сюжеты фресок, расположенных здесь, начинаются с самого раннего и наиболее невероятного периода истории страны. Среди этих фресок – подвиги Виджайа (Vijaya), первого исторического правителя страны, который, как считается, прибыл из Индии. Эти сюжеты выделяются на общем фоне и занимают огромное пространство. Художник упомянул также и морское путешествие этого героя, изобразив судно, окруженное морскими чудовищами.
Следующие фрески, заслуживающие внимания, изображают признание на острове Будды после того, как сюда прибыли священные реликвии и дерево Бо. Художник изобразил короля Деванампиятисса (Devanampiyatissa) (205-210 г. до н.э.), который правил страной перед тем, как на Шри-Ланку пришел буддизм, управляющим плугом, в который запряжена пара слонов, в сопровождении монахов во главе с Архатом Махиндой (Mahinda), принесшим буддизм на Шри-Ланку.
На другой фреске изображено строительство великих чайтья и других важных религиозных зданий в Анурадхапуре.
Наиболее выдающейся исторической фреской в этой части пещеры является изображение поединка между Дуттхой Гамани (Duttha Gamani), величайшим героем сингалов, и Эларой (Elara), индийским узурпатором, который в течение 44 лет правил северной частью острова. Изображение наполнено эмоциями и гораздо более пропорционально, чем остальные исторические фрески. Индийский король изображен пронзенным копьем своего врага и падающим со слона.
В северной части этого алькова стоят две деревянные статуи. Согласно общепринятому мнению, эти фигуры изображают божеств. Одна из них принадлежит Вишну, известному индийскому богу, чьи изображения во многих храмах Шри-Ланки находятся рядом со статуями Будды. Другая, как считается, изображает Суману (Sumana) (или Самана (Saman)), одного из четырех богов-хранителей острова. Согласно Великой Хронике, Санрантакута (Sanrantakuta), то есть пик Адама, где Будда оставил свой след, названа так потому, что на этой пике живет девараджа (король богов) по имени Сумана. Обе статуи мастерски выполнены и раскрашены, однако в настоящее время нуждаются в реставрации.
В северной части пещеры расположены четыре статуи сидящего Будды, обращенные к основному залу. Считается, что эти статуи принадлежат Какусанде (Kakusanda), Конагаме (Konagama) и Кассапе (Kassapa), предшественникам Гаутамы, которого изображает последняя статуя.
Справа от северного входа в эту пещеру находится стоящая фигура, развернутая в сторону главной статуи святилища, которая, как считается, изображает короля Ваттагамани Абхайю (Vattagamani Abhaya), который первым сделал пожертвование храму Дамбуллы. Во всех отношениях, это самая грубо сработанная статуя. А одеяние короля самое простое и наименее украшенное.
Пещера № 3 (Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya))
Эта пещера, названная Маха Алут Вихарая (Великий новый храм), отделена от пещеры № 2 кирпичной стеной. Считается, что до 18 века она служила кладовой.
Главный вход в эту пещеры, уступающий по размеру только проходу во вторую пещеру, закрыт дверью. Эта пещера была превращена в святилище по указанию Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha), который в восемнадцатом веке реформировал буддистскую церковь. Он был последним, кто вносил значительные пожертвования на содержание храма в Дамбулле, и именно благодаря ему появилась большая часть новых фресок и были проведены реставрационные работы. Слева от входа в пещеру стоит статуя прекрасной работы, изображающая этого короля в соответствующих его положению одеждах, напоминающих одеяния королей династии Наяккар (Nayakkar), которые правили страной до того, как она была завоевана британцами в 1815 году.
В длину пещера достигает 27,5 метров и 25 метров в ширину, а постепенно понижающийся свод пещеры имеет высоту около 11 метров. Все обширные своды и стены этой пещеры также покрыты яркими фресками. Эти изображения повествуют о самых различных событиях из жизни известных буддистов, некоторые из них связаны с жизнью Просветленного, другие рассказывают историю буддизма. Художественная традиция этой пещеры относится к периоду Канди.
В пещере находятся пятьдесят скульптурных изображений Будды.
Главная статуя святилища, обращенная лицом к входу, изображает стоящего Будду и украшена драконом Тораной (Torana). Статуя и Торана вырезаны из цельной скалы.
Одна из скульптур в этой пещере изображает лежащего Будду, положившего голову на правую руку, которая покоится на подушке. Эта статуя очень похожа на изображение в пещере № 1. В длину скульптура достигает около 9 метров, пропорции тела соблюдены, лицо красиво, а спокойное выражение его удивительно умиротворенное и приветливое. Кроме того, в пещере находятся семь статуй стоящего Будды высотой около 3 метров; остальные скульптуры выполнены в натуральный размер или чуть ниже. Большинство из них выкрашены в ярко-желтый цвет; на трех надеты красные одеяния. Для тех, кто изучает кандийское искусство и скульптуру, эта пещера, несомненно, предоставит огромное количество интересного материала.
Пещера № 4 (Паччима Вихарая (Paschima Viharaya))
Эта пещера носит имя Паччима Вихарая, или Западный Храм. В длину она составляет около 16,5 метров, а в ширину – 8 метров; свод пещеры, который резко понижается по мере движения вглубь помещения, достигает высоты 8 метров.
В пещере находятся десять фигур Будды. Главная статуя, украшенная драконом, такая же по размеру, как и все остальные фигуры. Она представляет собой прекрасное изображение Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна мудра), вырезанное из той же скальной породы, которая образует саму пещеру. Статуя была расписана яркими красками в период Канди и прекрасно сохранилась. Черты лица переданы превосходно. Удлиненные уши с проколотыми мочками. Четко очерченный нос, глаза и губы; немного покатый лоб. Свободно струящиеся одежды закрывают тело от плеча до щиколоток, оставляя открытым только право плечо. Складки на одежде изображены канавками. Три канавки обозначают шею.
Одежды на статуе ниспадают красивыми свободными складками. Волосы на голове обозначены рядами шишечек и собраны в пучок на затылке. Остальные статуи расположены в ряд по обеим сторонам от основного изображения.
Эти скульптуры тщательно проработаны и раскрашены в яркие цвета. Большинство из них изображают Будду в полный рост или выше. В центре пещеры находится небольшая ступа (чайтья), называемая Сома Чайтья (Soma Cetiya). Потолок, стены пещеры и передняя стена ярко раскрашены и украшены рядом фигур, в основном, изображений Будды.
Золотая статуя Будды и музей
Часто на изображениях Дамбуллы можно увидеть большую золотую статуя сидящего Будды, но это лишь современная статуя под которой находится музей буддизма. Отсюда начинается подъем к пещерному храму.
Золотой пещерный храм Дамбулла охраняется ЮНЕСКО.
Сайта храма: www.goldentemple.lk
Фото Дамбуллы
Путешественнику
Пещерный храм Дамбулла находится на скале и к нему необходимо подниматься. Подъем не сложный но несколько затяжной. Посещение храма возможно только в закрытой одежде (нельзя входить в шортах и коротких юбках) и перед входом необходимо снять обувь (есть место для хранения обуви).
Багаж можно оставить на полицейском посту (бесплатно).
Остались вопросы по Шри-Ланке - пишите в нашем телеграм-чате
@Lankaru
Валерий, добрый вечер.
Собираемся посетить Сигирию во второй половине дня. Реально ли уехать из Дамбуллы в Канди на автобусе в районе 19 часов или придется брать машину? Спасибо.
Добрый день, Елена! Да, проходящие автобусы в Канди в это время еще должны быть.
Добрый вечер, бесплатный проход отменили, стоимость билетов опять 1500 шр.рупий.
Валерий, добрый день! Подскажите пожалуйста. Есть желание максимально сократить время на дорогу от Негомбо до Дамбуллы, чтобы успеть за день осмотреть Сигирию и пещерный храм Дамбуллы и на следующий день отправиться дальше в Канди. Думаю для этого воспользоваться трансфером от отеля. Предлагают за 9500 рупий отвезти до Дамбуллы на минивене (я с супругой и дочка). Это адекватная цена? На тук-туке я полагаю будет не комфортно на такое расстояние, а на автобусе займет много времени.
Добрый день, Дмитрий! Да, цена вполне адекватная, но учтите, что если такой экскурс собираетесь проделать после ночного перелета то умотаетесь.
Спасибо! Поездка эта планируется с утра после ночевки в Негомбо.
Добрый вечер! Очень понравился ваш сайт, много полезной информации. В середине января едем на Шри-Ланку по путевке с отелем в Негомбо. Хотим посетить Анурадхапуру, Дамбулу, Сигирию, Канди, Нувара Элию. В какой очередности лучше планировать поездки? И придется ли ночевать в этих городах или реально каждый раз возвращаться в Негомбо?
Добрый вечер, Алексей! Ночевать придется, перемещение на Шри-Ланке занимает много времени и сил, Дамбуллу и Сигирию можно объединить. Последовательность у вас описана правильная.
Спасибо за быстрый ответ! Еще такой вопрос: как проще всего добраться из Негомбо до Эллы? В Нувара Элию лучше заехать сразу или на обратном пути из Эллы и где лучше переночевать?
Из Негомбо с автостанции на автобусе-экспрессе до Коломбо и далее с жд вокзала Коломбо Форт на поезде до Эллы. Как заезжать в Нувара Элию без разницы, в большей степени зависит от цели посещения. Переночевать проще в районе автовокзала.
спасибо!
Добрый день! В Вашем посте сказано, что вход в пещерный храм бесплатный, но на других сайтах говорится о входном билете за 1500 рупий. Какая информация актуальна сейчас? Спасибо!
Добрый день, Оксана!
Информация актуальна и проверена, плату реально отменили - халява :)
Вы пишите: “Багаж можно оставить на полицейском посту (бесплатно).” А где найти этого полицейского? Он верное в какой то будке или в домике сидит?
Скорее всего полицейский пост находится справа от золотой статуи Будды (там типа офисного здания), в любом случае полицейские там должны прохаживаться и у них можно будет спросить.
Спасибо, Валерий. Совсем не хочется конечно делать крюк, длинною в 2 дня. Будем думать ))
Учитывая логистику, лучше остановиться на ночь именно в Дамбулле? Надеюсь не совсем там уж плохо?)))
Да, лучше остановиться в Дамбулле. Дамбулла - обычный ланкийский городок.
Из Анурадхапуры надо выезжать очень рано, чтобы потом все успеть? Каким транспортом в / из Анурадхапуры?
Все равно получается автобусы и поезда каждый день? А где можно задержаться денька на три?
Можно выехать часов в 8 утра и все успеть. Как доехать в/из Анурадхапуры описано здесь: https://lanka.ru/sri-lanka/city/anuradhapura/. Каждый день придется куда-то ехать, тут выбора нет. Останавливаться по пути особого смысла нет. Хорошо остановиться не в Дамбулле, а в Сигирии с видом на скалу но это усложнит логистику.
Валерий, добрый день! Я в самом начале планирования маршрута и прошу у Вас помощи.Хочется без спешки (примерно 14 дней) покататься по ШЛ.
Понятно, что сначала Негомбо, Далее - переезд в Полуннаруву. Стоит ли ехать в Анурадхапуру? Потом в Дамбуллу или Сигирию? Сколько ночей и где остановиться на ночь?
Чтобы утром выехать в Канди. Пик Адама ввиду сложности скорее всего пропустим.В конце поездки хочелось бы посноркать. Заранее спасибо ))
Добрый день!
На мой взгляд Анурадхапура стоит посещения, в нее нужно будет ехать после Негомбо и остановиться там с ночевкой. Далее можно остановиться в Дамбулле, осмотреть ее и Сигирию и на следующий день съездить в Поллонаруву и на следующий день в Канди. После Канди можно в Эллу и далее на побережье.
Валерий, добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли на Шри Ланке дни, когда закрыт осмотр достопримечательностей? Или они все работают без выходных? Интересует храм в Дамбулле, Сигирия, ботанический сад в Канди, Плато Хортон. Чайные плантации в Нувара Элии наверное ежедневно работают...
Добрый день, Натали!
Достопримечательности работают без выходных, а вот чайные фабрики по выходным могут не работать.
Подскажите пожалуйста, хочу 24 декабря попасть на праздник в Анурадхапуру. А 25 уехать в Дамбуллу и Сигирию. Вроде это выходной день, будут ли работать музеи? Если с утра выехать из Анурадхапуры времени на осмотр должно хватить? Успеем ли доехать ночевать 25го до Канди?
Музеи будут работать. В принципе успеете из Анурадхапуры доехать и осмотреть Дамбуллу и Сигирию и уехать до Канди, только куда вы денете багаж?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста: реально ли в один день посетить из Канди Дамбуллу и Сигирию, чтобы посмотреть основное. И такой же вопрос по Нувара-Элии. Каким транспортом лучше добираться. Спасибо.
Добрый день, Евгений!
Реально. Как добираться описано выше, по Сигирии есть такой же раздел про транспорт. До Нувара Элии можно доехать на 47 автобусе.
Добрый день, Людмила!
Быстрее через Негомбо-Курунегала.
Валерий, ваш сайт просто кладезь информации! Огромное спасибо!
Подскажите пожалуйста ( возможно повторяюсь в вопросах) , сколько времени нужно на осмотр Дамбуллы?
Пожалуйста! Часа 2 достаточно.
Да.
Подскажите, пожалуйста на чем лучше доехать до Дамбулы из Пиннавелы
Описание есть здесь: https://lanka.ru/sri-lanka/sights/pinnewala/
Валерий, добрый день.
А вы бы не могли проконсультировать в таком вопросе :
Нам бы хотелось посетить Дамбуллу, Сигирию и Полоннаруву, так же хотелось бы посмотреть водопады в окрестностях Нувара-Элии.
Ехать будем из Хиккадува. Я думал остановиться в Полоннарува, оттуда ехать в Сигирию и Дамблуллу.
Далее остановиться в Канди и на следующий день кататься по водопадам.
Уместен ли такой маршрур или, возможно, необходимы какие-то коррективы ?
Зараннее благодарен.
Добрый день, Валерий!
Все правильно, нужно начинать с Полоннарувы. Если успеете приехать до 12 дня, то можно осмотреть Полоннаруву в этот же день, но из Хиккадувы не успеете. Значит смотрите на следующий день и после осмотра можно переехать в Дамбуллу. На следующее утро можно осмотреть Дамбуллу и после обеда Сигирию, а на утро уже в Канди и далее.
Валерий, подскажите, пожалуйста, если из Анурадхапуры ехать, то в каком порядке вышеописанные города посетить? И где лучше остановиться на ночь — в Сигирии или Дамбулле?
Оптимальнее остановиться в Дамбулле, в этом случае меньше перемещений. Но тут еще зависит от того во сколько вы выезжаете из Анурадхапуры и куда вы поедите после Дамбуллы-Сигирии. Нарисуйте себе схему перемещений, при этом помните, что вам сначала нужно заселиться в отель для того чтобы оставить там багаж и по этой схеме увидите сколько переездов получается в том и другом случае.
А сколько времени примерно занимает просмотр старых городов Анурадхапуры и Полоннарувы? Чтобы с чувством, толком.
Анурадхапура - весь день, Полоннарува - часа 4.
1 класс совсем не обязательно, достаточно и 2 класса, билет в который можно купить перед отправлением поезда (заранее их не продают). О поездах и билетах: https://lanka.ru/traveller/transport/train/
И еще вопрос по передвижению Дамбулла-Канди: лучше дойти до остановки чтобы уехать в Канди? И будет ли написано на автобусе направление хоть?
И насчет автобусов в принципе: в государственных тоже есть кондукторы или водителям платить? Как понять стоимость проезда? А то форумчане пишут ‚что бывают недопонимания,особенно когда речь заходит о сдаче..
Лучше дойти до остановки. На автобусе будет написано Канди. И в государственных и в коммерческих автобусах есть кондуктор, когда кондуктор даст вам билет то на нем будет указана его стоимость.
Здравствуйте, сейчас в Коломбо и завтрашним утром хотелось бы переместиться в Дамбуллу, посоветуйте номер автобуса с более быстрым маршрутом и существует ли на просторах интернета расписание?Спасибо, буду очень признательна за ответ)
Валерий,а если останется немного времени в Дамбулле: есть что там посмотреть кроме пещерного храма?! Вроде не вижу на карте ни парков,ни озер, как в Нуваре,например.
И еще: какая из остановок считается остановкой возле городских часов, откуда отходят авт. И на Сигирию и на Полонарруву?;)
Кроме пещерного храма можно еще посмотреть музей, это там где большой золотой Будда, а больше нечего.
Остановка с часами - это там где сходятся три дороги.