Часть 1. Война на море
Начиная с 1983 года на Шри-Ланке то затухая, то разгораясь длится вооруженный конфликт возглавляемого сингалами правительства страны с тамильским меньшинством, требующим независимости. Основная борьба ведется в северных и восточных провинциях, населенных преимущественно тамилами, хотя отдельные боевые операции проводятся повстанцами и в столице страны Коломбо. Географический статус Шри-Ланки как островного государства наложил свой отпечаток на конфликт, резко выделяя его среди подобных: редко какая повстанческая война имеет столь четко выраженную морскую составляющую.
Одной из главнейших проблем для любого партизанского движения является закупка и доставка оружия и военных материалов. Не имея легальных способов приобретать и транспортировать вооружения, повстанческие формирования зачастую должны тратить на это больше сил и средств, чем непосредственно на боевые действия. Особенную остроту этот вопрос приобрел для “Тигров освобождения Тамил Илама”, не только лишенных какой-либо поддержки других стран, но и вынужденных осуществлять снабжение практически исключительно морским путем. Для выполнения этих задач в составе вооруженных формирований тамилов создано крыло Морских Тигров. Основу их “флота” составляют небольшие быстроходные катера, как закупаемые в других странах, так и производимые на подпольных кустарных “фабриках”. Первоначально на катера возлагались исключительно транспортные функции, однако постепенно противодействие ланкийского флота вынудило тамилов заняться созданием боевых единиц. В конце 80-х годов часть катеров оснащается малокалиберными скорострельными пушками и пулеметами, в начале 90-х появляются самодельные взрывающиеся катера, управляемые смертниками из подразделения Черных Морских Тигров. В середине 90-х был создан отряд боевых пловцов-диверсантов (Морские Леопарды).
К началу конфликта флот Шри-Ланки состоял из двух патрульных судов собственной постройки “Jayasagara” и “Sagarawardana”, шести больших патрульных катеров китайского производства типа “Шанхай-2”, нескольких десятков малых патрульных катеров и судов обеспечения. Эскалация конфликта вынудила правительство Шри-Ланки начать закупки корабельного состава за границей. Наиболее полезным приобретением оказались израильские малые патрульные катера типов “Dvora” и “Super Dvora”, поставки которых осуществлялись несколькими партиями начиная с 1987 года. Кроме того, их лицензионное производство организовано на верфи в Коломбо. Всего было закуплено и построено по лицензии более двух десятков катеров этих типов. Состав флота пополнили и несколько гражданских судов, переоборудованных во вспомогательные суда разведки и управления (далее ВСУ) или войсковые транспорты.
В данный период ланкийский флот применял следующую тактику: патрульные корабли и ВСУ, обладающие более-менее хорошими радарами, располагались на расстоянии 5-10 миль друг от друга и прочесывали пролив. В случае обнаружения противника (или просто подозреваемого плавсредства) они наводили на цель быстроходные патрульные катера. Такая тактика приносила успех в борьбе с тихоходными рыбацкими судами, использовавшимися тамилами на первых порах, но оказалась неэффективной против появившихся вскоре скоростных фибергласовых катеров. Поэтому столь важным стало приобретение “Двор”, способных самостоятельно находить, преследовать и уничтожать цели.
В 1988 году ситуация качественно изменилась. Индия, в которой проживают десятки миллионов тамилов, высказала большую обеспокоенность террором, осуществляемым правительством Шри-Ланки в отношении тамильского меньшинства. Однако вмешательство Индии в защиту тамилов оказалось весьма “нестандартным”: посланные на Шри-Ланку войска должны были разгромить повстанцев, лишив таким образом сингальское правительство “оснований” для преследования тамилов. В рамках проводимой Индией операции были уничтожены базы Тигров в штате Тамилнаду, что вынудило повстанцев к перебазированию в Юго-Восточную Азию (в частности, в Бирму) и организации снабжения собственно морским путем через Бенгальский залив.
На этом этапе тамилы начали приобретать пусть и небольшие, но все же морские суда, поскольку катера явно не могли заменить их в “глубоких” морских операциях. Постепенно был сформирован флот из нескольких торговых судов (их количество по понятным причинам точно неизвестно, но по всей вероятности не превышает десятка). Большую часть времени такие суда выполняют обычные заказы по фрахту, а команды набирают среди моряков из разных стран мира. Однако периодически они осуществляют доставку военных грузов к побережью Шри-Ланки, причем экипаж в подобных операциях состоит исключительно из Морских Тигров. Примерная схема операции при этом выглядит следующим образом. Транспортное судно подходит к берегу приблизительно на 50 миль, где встречается с катерами, на которые передает свой груз. Катера, принявшие груз, разбиваются на несколько отрядов и следуют к пунктам выгрузки. Их прикрывают отряды состоящие из боевых и взрывающихся катеров. В случае встречи с кораблями правительственного флота отряды прикрытия завязывают с ними бой невзирая на соотношение сил, поскольку от доставки груза зависит функционирование всей организации Тигров. Операция планируется таким образом, чтобы ее наиболее важный этап (передача груза и доставка его на берег) пришелся на ночное время. В связи с тем, что правительство Шри-Ланки ввело жесткое эмбарго на поставки товаров в регионы, контролируемые тамилами, в состав груза зачастую входят не только оружие и боеприпасы, но и горючее, медикаменты, медицинское оборудование, прочие материалы. Подобная схема доставки исключает транспортировку крупногабаритного вооружения, поэтому наиболее “тяжелым” оружием, закупленным тамилами, являются минометы и небольшие системы залпового огня. Все танки и артиллерийские орудия, которыми обладают Тигры, захвачены в качестве трофеев у правительственных войск.
Вследствие неравенства сил флотов правительства и повстанцев последние несут значительные потери в катерах, как боевых, так и транспортных. Однако получить сколь-нибудь полную статистику по потерям “москитного” флота тамилов не представляется возможным, поэтому в дальнейшем сосредоточимся на описании инцидентов с более крупными судами. Отметим только, что, несмотря на понесенные потери, тамильский “флот” все же в целом справляется с главной - транспортной - задачей, подтверждением чего есть подержание боеспособности “Тигров освобождения Тамил Илама” на достаточно высоком уровне.
В 1991 году, уже после вывода индийских войск, ланкийский флот помимо обычной борьбы с перевозками повстанцев был задействован и в крупных операциях по поддержке сухопутной армии. Так, катера ВМС осуществляли снабжение, а потом и эвакуацию войск, осажденных в Форте Джафны. Рейсы в Джафну происходили под сильным огнем с берега и получили среди ланкийских моряков прозвище “Экспресса Самоубийц”. Еще более важную роль сыграл флот при обороне Элефант Пасса - стратегически важного пункта, закрывавшего доступ на полуостров Джафна. Для поддержки осажденного гарнизона была проведена крупная десантная операция, во время которой на берег высадили более 7000 военнослужащих, сумевших “пробить” коридор к Элефант Пассу и предотвратить его падение.
Однако тамилы тоже не теряли времени и наращивали свои боевые возможности. 10 июля 1990 зафиксирована первая атака “Тигров” с использованием взрывающихся катеров, когда получило повреждения, но осталось на плаву ВСУ “Edithara”. А 4 мая 1991 состоялась первая полностью успешная атака катерников-камикадзе, в результате которой было уничтожено ВСУ “Abitha”.
Ланкийские ВМС несли потери и в результате аварий. Так, в октябре 1992 года в результате шторма затонул большой десантный катер “Kandula” (одно из двух судов сингапурской постройки, приобретенных в 1985 году). Хотя в декабре того же года его удалось поднять, однако в строй ВМС “Kandula” так и не вернулась.
В августе 1993 в бою с катерами тамилов погибла первая “Двора” вместе со всем экипажем из 13 человек. В том же году при атаке на гарнизон Пунерина (расположенного на южном берегу лагуны Джафна напротив одноименного города) “Тигры” захватили 5 небольших 13-метровых патрульных катеров правительственных войск.
16 августа 1994 года состоялся дебют тамильских боевых пловцов: в гавани Канкесантурай (основного порта, через который осуществляется снабжение правительственных войск на полуострове Джафна) они потопили ВСУ А516 и буксир “Dheera”.
Всего лишь через месяц, 20 сентября, “Тигры” уничтожили самый крупный боевой корабль из всех потопленных ими на сегодняшний день: атакованный камикадзе патрульный корабль “Sagarawardana” (бортовой номер Р600) затонул с большей частью экипажа, а его командир попал в плен.
Потери и возрастающий объем задач вынуждал правительство Шри-Ланки постоянно закупать новые корабли. Среди приобретений преобладали суда китайской постройки: три больших патрульных катера типа “Усовершенствованный Шанхай-2” (1991), патрульный корабль “Parakramabahu” (бывший противолодочный корабль типа “Haiqing”, 1995), три больших патрульных катера типа “Haizhu” (1996), а также морской десантный корабль “Shakthi” (типа Wuhu-A, 1995) и 2 больших десантных катера типа “Yunnan” (один в 1991 и второй в 1995). В Сингапуре были приобретены еще два больших десантных катера, однотипные с закупленными в 80-х годах (в 1991 и 1992), а в Израиле - два малых патрульных катера типа “Shaldag” (1996).
Несли потери в кораблях и Тигры, причем не только от действий ланкийской армии. Так, в декабре 1990 властями Малайзии было арестовано грузовое судно тамилов “Golden Bird”. В январе 1993 года индийские ВМС перехватили судно “Ahat”, находившиеся на борту которого тамилы во главе с основателем крыла Морских Тигров не сдались и подорвали себя вместе с кораблем. Следует отметить, что и в последующем экипажи перехваченных повстанческих судов предпочитали погибнуть, но не попасть в плен.
Короткое перемирие, заключенное в конце 1994 года, закончилось весной следующего года. Начало нового этапа конфликта ознаменовалось атакой боевых пловцов тамилов на корабли в гавани Тринкомали - главной базе ВМС Шри-Ланки на восточном побережье острова. Проникшие в гавань диверсанты потопили два больших патрульных катера: “Sooraya” (бортовой номер Р310, тип “Шанхай-2”) и “Ranasuru” (бортовой номер Р320, тип “Усовершенствованный Шанхай-2”).
16 июля 1995 в гавани Канкесантурай диверсантами было потоплено ВСУ “Edithara”. Данное судно в прошлом несколько раз отражало атаки тамилов и даже пережило попадание взрывающегося катера. Сейчас в составе ланкийского флота действует патрульный корабль “Edithara”, названный в честь своего заслуженного предшественника.
28 августа 1995 вблизи от побережья Джафны тамилы захватили пассажирский паром “Irish Mona”. Прибывшие на место инцидента две патрульные “Дворы” неосторожно приблизились к парому и были потоплены из противотанковых гранатометов, экипажи пропали безвести. Сам паром был впоследствии брошен Тиграми у берега полуострова.
В феврале 1996 “Кфиры” ланкийских ВВС потопили недалеко от Муллайтиву транспортное судно тамилов “Sea Bird”, шедшее с грузом оружия и боеприпасов.
30 марта 1996 у побережья Джафны в бою с катерами Тигров погибла очередная “Двора”.
В июле 1996 повстанцы предприняли широкомасштабную операцию по захвату Муллайтиву. Ланкийские ВМС пытались помочь погибающему гарнизону как артиллерийским огнем, так и высадкой десанта. При этом взрывающимся катером был потоплен большой патрульный катер “Ranaviru” (бортовой номер Р321, тип “Усовершенствованный Шанхай-2”), экипаж из 40 человек погиб.
В 1997 году Тигры осуществили ряд операций против грузовых перевозок вдоль восточного берега острова. В начале июля был потоплен пассажирский паром “Misen”. Тогда же тамилы захватили северокорейское судно “Mo Rang Bong”, освобожденное через несколько недель переговоров. 9 сентября в районе Пулмоддай (между Муллайтиву и Тринкомали) было совершено нападение на судно “Gordeliti”, шедшее с грузом ильменитовой руды (обогатительная фабрика в районе Пулмоддай не работает поскольку тамилы контролируют основные источники водоснабжения, однако правительство понемногу разрабатывает данное месторождение, дающее ценное сырье для производства титана). Потопив несколько моторных лодок, охранявших судно, Тигры высадили на его борт диверсантов, которые пустили “Gordeliti” на дно.
В середине 1997 случилась и необычная, практически детективная история, достойная голливудского боевика. Ланкийское правительство заказало партию в 30000 минометных выстрелов. Заказ разместили в Зимбабве, хотя Хорватия и Болгария предлагали почти в два раза меньшие цены. Именно закупка по явно завышенным ценам привлекла внимание парламентской оппозиции, организовавшей расследование сделки. В ходе расследования выяснился гораздо более интересный факт, чем простое хищение государственных средств: боеприпасы были погружены на зафрахтованное судно “Stillus Lymasul”, однако в порт назначения оно не прибыло. А через некоторое время появились сведения, что мины выгружены ... на побережье занятое повстанцами. По существующим версиям тамилы либо просто “купили” информацию о времени и маршруте следования груза, либо вообще “подставили” для фрахта одно из своих судов. Косвенным подтверждением того, что груз попал в руки Тигров, стал шквал минометного огня, обрушившийся в последующие несколько месяцев на правительственные войска, осуществлявшие операцию с громким кодовым названием “Гарантированная победа” (в то время ланкийским военным казалось что победа действительно близка, хотя, как показали дальнейшие события, это был излишне оптимистический взгяд).
Через несколько месяцев, в ноябре того же года, беспилотный разведчик обнаружил в занятом тамилами районе Муллайтиву стоящее у берега судно. Высланные ланкийскими ВВС “Кфиры” потопили корабль, с которого, по утверждениям правительственных источников, не успели выгрузить большую часть груза. В свою очередь Тигры заявили, что уничтоженный корабль на самом деле - это ранее захваченный “Stillus Lymasul”, выставленный в качестве приманки для ланкийских ВМС (по образцу операции с “Irish Mona”). Кто был прав станет известно еще не скоро (если вообще станет ясно когда-либо). Возможно, это действительно оказался “Stillus Lymasul”, но уже пришедший к тамилам с новой партией оружия.
19 октября 1997 года в бою с катерами тамилов была потоплена еще одна “Двора”. А в феврале 1998 недалеко от побережья Джафны Тигры атаковали крупный правительственный конвой. При помощи взрывающихся катеров были потоплены большой десантный катер “Pabbatha” (сингапурской постройки) и грузовое судно “Valampuri”. На борту обеих судов погибло более 40 моряков и солдат правительственных сил.
В августе 1998 тамилы захватили грузовое судно “Princess Kash”, шедшее с генеральным грузом. Поставленное под разгрузку в гавани Муллайтиву, оно было в тот же день потоплено “Кфирами”.
Вскоре ланкийские ВМС потеряли еще две “Дворы”: 30 октября 1998 в результате атаки камикадзе и 1 января 1999 вследствие внутреннего взрыва на борту катера, стоявшего в порту Талайманнар.
Март 1999 принес потери и Тиграм: в Бенгальском заливе индийскими ВМС было перехвачено судно “Mariamma”. При приближении индийских кораблей тамилы покинули его на быстроходном катере, предварительно заложив подрывные заряды, уничтожившие судно. Интересно, что вместо благодарности, ланкийское правительство потребовало от индийцев передать им судно и груз, поскольку предполагало что они могли быть захвачены кораблями ВМС соседей.
В начале 2000 тамилы предприняли крупномасштабную операцию по захвату Элефант Пасса. При этом важнейшую роль сыграл десант в количестве 1500 человек, высаженный Тиграми во фланг оборонявшихся. Элефант Пасс пал. Во время этих боев в один из апрельских дней ланкийские ВМС лишились сразу двух “Двор”: одна была потоплена в бою с тамильскими катерами, а другая - огнем трофейного танка с берега. Похожая история повторилась в июне того же года: одна “Двора” затонула от полученных в бою с катерами Тигров повреждений, вторая - была потоплена по ошибке своим вертолетом Ми-24.
Между тем, правительственный флот постоянно пополнялся новыми кораблями и катерами. На основе конструкции катеров “Shaldag” на местной верфи было построено не менее 10 катеров типа “Colombo”. В 1997 из США поступили 6 малых патрульных катеров типа “Trinity Marine”, в 1998 - 3 катера типа “Killer” из Южной Кореи. В 2000 году ланкийские ВМС пополнились двумя большими патрульными катерами китайской постройки типа “Lushun” (дальнейшее развитие типа “Haizhu”) и двумя бывшими израильскими ракетными катерами типа “Саар 4.5”. Последнее приобретение вызвало особенно острую критику со стороны парламентской оппозиции, поскольку было непонятно против какого противника можно применить ракетное вооружение этих катеров: фибергласовые лодки тамилов слишком малая цель, а стрелять издалека по крупному судну в Бенгальском заливе с его интенсивным судоходством, не удостоверившись первоначально в том что это действительно судно Тигров, никто разумеется не решится. Наконец, был приобретен бывший индийский фрегат “Saryu”, ставший самым крупным кораблем ланкийского флота на сегодняшний день и получивший новое название “Sayura”.
26 июня 2000 года тамилы атаковали танкер “Merces Uhana”, получивший попадание взрывающегося катера и затонувший после нескольких часов пожара. Предполагается, что действительной целью операции было судно “Lanka Muditha”, шедшее мористее с 1500 солдат правительственных войск на борту.
В октябре того же года Тигры предприняли попытку атаковать противника прямо в гавани Тринкомали. В порт проникли два взрывающихся катера, однако на этот раз им не удалось нанести существенный урон правительственному флоту. Результатом атаки стали только тяжелые повреждения быстроходного транспорта “Lihiniya” (бортовой номер А541) и повреждение одного из больших патрульных катеров.
Зато “Дворы” продолжали нести потери в ходе обычных операций: одна погибла в бою с тамилами в том же октябре 2000, еще одна - в марте следующего года.
14 сентября 2001 катера Тигров атаковали судно “Pride of south”, перевозившее более 1300 правительственных солдат. Судно шло в непосредственном сопровождении двух небольших патрульных катеров французской постройки, которые сумели продержаться до прибытия помощи, хотя один из этих катеров и был потоплен тамильским камикадзе. В последовавшем бою тяжелые повреждения получила одна из “Двор”, 6 членов ее экипажа погибли, остальные получили ранения. Однако при поддержке боевых вертолетов атака на главную цель - транспорт с войсками - была сорвана, а поврежденную “Двору” смогли отбуксировать в базу.
В 2002 году противоборствующие стороны заключили перемирие, длящееся по настоящий момент. Однако на море время от времени происходят столкновения, поскольку тамилы продолжают свои транспортные операции. Усиление правительственного флота позволило ему добиться ряда успехов. Так, 10 марта 2003 года был перехвачен и потоплен тамильский танкер “Koimar”.
10 июня того же года корабль ВМС Шри-Ланки “Nandimithra” (бывший израильский ракетный катер типа “Саар 4.5”) обнаружил подозрительное судно. Однако во время сближения на “Nandimithra” вышла из строя двигательная установка и контакт был утерян. Ланкийский флот организовал крупномасштабную поисковую операцию, и 16 июня обнаружил то же (или возможно другое) судно. На этот раз операция прошло удачно и в результате был уничтожен танкер “Shoshin”.
Однако по поступающим со Шри-Ланки сведениям (которые конечно нельзя рассматривать как полностью достоверные) Тиграм в последующий период удалось осуществить ряд крупных поставок. К концу 2004 года обстановка оказалась на грани возобновления широкомасштабных боевых действий. Однако в планы сторон неожиданно вмешалась природа. Недавнее цунами нанесло тяжелый урон всему восточному и южному побережью Шри-Ланки. В гавани Галле были захлестнуты войной и затонули патрульный корабль “Parakramabahu” и десантное судно L820 (по всей видимости вскоре поднятые при помощи индийских ВМС). В гавани Тринкомали получили повреждения три четверти сосредоточенных там судов ВМС Шри-Ланки, однако ни одно не затонуло. По заявления правительственных источников, военные разработали план срочного вывода поврежденных судов из Тринкомали на случай штурма города повстанцами. Однако эти приготовления были явно излишними. Тамилы также понесли серьезные потери от удара цунами, более тяжелые чем ланкийские ВМС, поскольку их “москитные” суда имели гораздо меньше шансов противостоять стихие.
В настоящий момент вряд ли какая-либо из сторон решится начать боевые действия после разрушительного цунами. Однако...
В соответствии с принятой у тамилов классификацией, период войны от ее начала до вторжения индийских войск называется Eelam War I (“еelam” по тамильски “государство”), от вывода индийских войск до заключенного в конце 1994 года перемирия - Eelam War II, с 1995 по 2002 год - Eelam War III. Сегодня в ланкийской прессе все чаще встречается термин Eelam War IV. Войны еще нет, но название она уже имеет.
Часть 2. Авиация
К началу конфликта ВВС Шри-Ланки находились в упадочном состоянии и фактически могли использовать только 7 вертолетов Bell 206 и несколько транспортных самолетов DC-3. Для выполнения боевых задач указанные вертолеты срочно вооружили 70-мм установками НУРС и 12,7-мм пулеметами. Кроме того, в 1984 закупили еще 2 вертолета того же типа и 2 Bell 212.
В целях содействия флоту в пресечении перевозок тамилов была сформирована 3-я морская разведывательная эскадрилья, оснащенная мобилизованными гражданскими самолетами (3 deHavilland Doves, 1 deHavilland Heron, 2 Riley Skyliner Heron), размещенная в Чина-Бэй (под Тринкомали). Данные самолеты могли подолгу патрулировать воздушное пространство над морем и наводить боевые катера на подозрительные плавсредства, однако отсутствие необходимого оборудования не позволяло им действовать ночью, когда Тигры осуществляли основную часть своих транспортных операций. Во второй половине 80-х эскадрилья пополнилась шестью Cessna 337 Super Skymasters.
Эскалация конфликта вынудила заняться приобретением самолетов, способных осуществлять непосредственную поддержку войск на поле боя. Выбор пал на Siai Marchetti SF-260 - легкий учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет. Первые 3 SF-260 поступили в 1985, причем в том же году два из них разбились. В следующем году ВВС пополнились 5 машинами данного типа, а в 1988 - еще тремя. В 1990-1991 в Мьянме (Бирме) было закуплено 12 бывших в употреблении SF-260. Могущие нести до 300 кг бомб (максимальным калибром 114-кг), 70-мм НУРС и пулеметы на подвесках, SF-260 пользовались большой популярностью на Шри-Ланке и являлись основным ударным самолетом до середины 90-х.
Значительно усилилась и вертолетная составляющая - для выполнения боевых и транспортных задач в 1985 году приобрели 9 Bell 212, вооруженных 12,7-мм пулеметами в бортовых проемах и двумя блоками НУРС или пулеметами на подвесках. Данные вертолеты зачастую использовались подразделениями спецназначения. Для перевозки командного состава и перевозки грузов закупили 4 Bell 412 (в 1985) и 3 Bell 212 (в 1986).
Учитывая особую важность снабжения осажденных повстанцами гарнизонов, транспортные возможности ВВС усилили тремя Avro HS748, двумя Y-8 и девятью Y-12. Последние оказались наиболее ценным приобретением и стали “рабочей лошадкой” войны, занимаясь не только переброской войск и грузов, но и разведкой над морем. Более того, Y-12 активно использовались в качестве импровизированных бомбардировщиков.
С октября 1987 по март 1990 боевую работу против тамилов вела индийская авиация. Как следствие практически полного отсутствия средств ПВО у повстанцев, индийские ВВС несмотря на 70000 вылетов не потеряли ни одного летательного аппарата.
Уже с 1987 года редко какая операция правительственных войск обходилась без воздушной поддержки: самолеты и вертолеты наносили удары по противнику, высаживали десанты, эвакуировали раненых, доставляли боеприпасы, горючее, продовольствие. Тигры в свою очередь предпринимали попытки усиления ПВО. 13 сентября 1990 во время вылета на поддержку осажденных в Форте Джафны войск был сбит SF-260, пилот которого стал первым ланкийским летчиком погибшим от вражеского огня в этом конфликте.
Летом 1992 во время операции “Balavegaya II” разбился Y-12, все 18 человек находившиеся на борту погибли. Предположительно причиной гибели импровизированного “бомбардировщика” стал взрыв собственной бомбы.
В 1991 на вооружение ланкийских ВВС поступили китайские реактивные истребители: 4 одноместных F-7BS, и “спарки” - 1 FT-7 и 2 FT-5. Эти машины оказались не лучшим выбором для решения имевшегося круга задач: слишком скоростные и не обладающие хорошим прицельным комплексом они не могли ни эффективно поддерживать наземные войска, ни бороться с катерами тамилов. Поэтому уже в 1992 в Аргентине закупили 4 штурмовика IA 58 Pukara. Однако и “аргентинцы” не оправдали возлагавшихся на них ожиданий, преимущественно из-за частых поломок и проблем с запчастями. Уже к концу 1997 оставшиеся “Пукары” стали на прикол, а через несколько лет были окончательно списаны.
Наконец, в 1995 на вооружение правительственных ВВС поступили первые 6 закупленных у Израиля “Кфиров”. Данный реактивный истребитель-бомбардировщик очень хорошо показал себя на Шри-Ланке при нанесении ударов по формированиям Тигров на линии соприкосновения, их тыловым базам и кораблям, став таким образом достойным “преемником” SF-260, переведенных теперь из учебно-боевых в просто учебные.
Усиливалось и вертолетное крыло: в 1992 в России приобрели 12 Ми-17, еще 3 машины этого типа поставила Украина в 1996 году. Значительно большая грузоподьемность Ми-17 по сравнению с Bell 212 позволила возложить на него основную часть задач по снабжению войск на передовой, тогда как Bell 212 начали использовать в основном в интересах спецподразделений. Впрочем, и Ми-17 иногда привлекались к десантированию, например, во время боев за базу Муллайтиву в июле 1996 года.
Следующим логичным шагом в направлении повышения возможностей ВВС стало приобретение первого действительно боевого вертолета - в 1995-1996 из Украины прибыли 6 Ми-24, сразу же включившиеся в “работу”. Среди их целей были не только сухопутные, но и морские - благодаря небольшой скорости и мощному вооружению “крокодил” стал серьезным противником катеров Тигров. Там же и тогда же закупили 7 Ан-32, составивших вместе с Y-12 основу транспортной авиации.
Не сидели сложа руки и тамилы. На “черном рынке” ими были закуплены ПЗРК “Стрела” (предположительно из запасов армии Камбоджи). 28 апреля 1995 вблизи авиабазы Палали (на полуострове Джафна) ракетой был сбит HS748, погибло 54 пассажира и члена экипажа. На следующий день там же тамилы уничтожили еще один HS748, погиб 51 человек.
14 июля при выполнении штурмовки тамилы сбили “Пукару”.
13 сентября в районе Негомбо упал в море Ан-32 (75 погибших). По одной из версий, причиной катастрофы было заложенное на борту взрывное устройство. Такая же участь постигла 28 ноября Ан-32 в районе Палали (63 погибших).
18 ноября при подлете к Палали наземным огнем сбит Y-8, жертвами инцидента стали все 5 находившихся на борту лиц.
22 января 1996 года у северо-восточного побережья бесследно исчез Ми-17 с 39 военнослужащими на борту. Еще одна потеря пришлась на конец года: 7 декабря Bell 212, перевозивший ряд высших командиров с полуострова Джафна, по техническим причинам совершил вынужденную посадку на контролируемой Тиграми территории. В результате срочно организованной спасательной операции людей удалось вывезти, однако сам вертолет пришлось подорвать.
1997 год принес ланкийским ВВС много неприятностей. 20 января в районе Джафны пропал совершавший патрульный полет Y-12. На следующий день в районе Негомбо упал в море “Кфир”.
21 февраля при взлете с аэродрома Ратмалана потерпел аварию Ан-32. Самолет упал в расположенной рядом болотистой местности, погибли 3 человека из 62 находившихся на борту. А ровно через два месяца, 21 апреля, там же произошло летной происшествие с еще одним Ан-32: в условиях плохой видимости самолет осуществил жесткую посадку, сломалось шасси, получили повреждения винты и фюзеляж. Хотя повреждения были серьезными (специалисты оценили стоимость восстановления в половину закупочной стоимости), однако никто из находившися в самолете не погиб.
6 марта во время атаки на авиабазу Чина-Бэй тамилы уничтожили на земле еще один Y-12. 16 марта во время тренировочного полета взорвалась “Пукара”. 19 марта в районе полуострова Джафна пропал Ми-24 (вместе с находившимися на борту 8 военнослужащими).
10 ноября у северо-восточного побережья был сбит и упал в воду Ми-24, оба пилота погибли, но стрелки сумели спастись. 25 ноября разбился Bell 212. В довершение ко всему перечисленному, был потерян учебно-тренировочный SF-260.
Начина с 1997 года ланкийская армия активно начала использовать приобретенные в Израиле БПЛА. С их помощью удалось обнаружить ряд важных целей, например, сооруженную тамилами небольшую пробную ВПП или суда снабжения. Разумеется, интенсивное применение повлекло за собой и потери: за 1997-1999 разбилось не менее 6 БПЛА.
4 января 1998 года в районе Олумаду был поражен из РПГ только что приземлившийся Ми-17, доставлявший припасы для войск, задействованных в операции “Jayasikuruy”.
26 июня в районе Анурадхапуры разбился Ми-24. Тамилы заявляли о своей причастности к инциденту, однако, учитывая что Анурадхапура находится в глубоком тылу правительственных войск на заселенной сингалами территории, более вероятной представляется обычная катастрофа.
В сентябре того же года произошел трагический инцидент с гражданским самолетом Ан-24, совершавшим рейс из Джафны в Коломбо. По всей видимости, он был принят за транспортник правительственных войск и сбит ракетой ПЗРК в районе острова Маннар, экипаж и пассажиры погибли.
В 1999 ланкийские ВВС приобрели 4 Bell 212 и 3 Ми-35. Отметим, что хотя первые “крокодилы” закупали на Украине за очень небольшую сумму, но постоянные проблемы с их поддержанием в работоспособном состоянии поспособствовали принятию решения в пользу поставок Ми-35 из России - хоть и дороже в 3 раза, но с обязательным техническим сопровождением “Роствертола”.
Однако настоящий “бум” закупок авиатехники последовал в 2000 году. С одной стороны, он был вызван рядом тяжелых поражений понесенных правительственными войсками начиная с ноября 1999 года. С другой - успешно растущая экономика наконец-то позволила правительству Шри-Ланки приступить к реализации обширных планов технического переоснащения авиации, армии и флота. Из Израиля поступили 8 “Кфиров”, с Украины 6 Миг-27 и 3 Ан-32, из Великобритании 2 С-130. С 2000 по 2004 год Россия поставила еще не менее 20 Ми-35, в результате чего количество ударных вертолетов возросло в 4 раза.
На смену “старичкам” SF-260W пришли закупленные в Китае учебно-тренировочные РТ-6 и К-8. Легкая транспортная авиация пополнилась несколькими Beech King Air 200. Один из Beech 200 поставлен в разведывательном варианте и оснащен оборудованием для перехвата и пеленгации радиопереговоров, а также инфракрасными сканерами. В то же время, планы по реанимации 3-й морской разведывательной эскадрильи, оставшейся к этому моменту без техники, не реализовались из-за нехватки средств.
Естественно, ланкийские ВВС не только пополнялись, но и несли потери. В декабре 1999 во время ожесточенных боев в районе Парантана был подбит и упал в лагуну Джафна Ми-24. Еще один Ми-24 был подбит недалеко от Чавакачерри 24 мая 2000 года, погибли оба стрелка, пилоты получили ранения, но сумели совершить вынужденную посадку. В октябре того же года во время атаки тамильских “камикадзе” на гавань Тринкомали группа прикрытия сбила ракетой очередной Ми-24. Половина экипажа выжила, а сам вертолет с телами погибших летчиков был поднят через несколько дней.
В разгар боев собственных сил для транспортных перевозок не хватало, поэтому правительство арендовало несколько самолетов. Один из них, Ан-26 с украинским экипажем, был сбит 30 марта 2000 в районе Вавунии ракетой ПЗРК. Экипаж и находившиеся на борту более 30 раненых погибли.
Вносили свою лепту в потери и летные происшествия, напрямую не связанные с боевыми действиями. Так, 24 июля возле Коломбо разбился F-7, а 15 сентября на восточном побережье потерпел катастрофу Ми-17, перевозивший нескольких высокопоставленных правительственных чиновников. В августе 2001 разбился Миг-27.
Большую известность приобрела атака тамилов на авиабазу Катанаике в июле 2001 года. Диверсионная группа, проникнув на аэродром, уничтожила два “Кфира”, один Миг-27, два Ми-17 и три К-8. Поскольку военный аэродром Катанаике фактически составляет единый комплекс с международным аэропортом Коломбо, диверсанты не ограничились только военными летательными аппаратами, “добавив” к ним еще 4 сожженных аэробуса (2 А-330, 1 А-320 и 1 А-340) компании “Лион Эйр”, находящейся в совместной собственности Шри-Ланки и ОАЭ.
В начале 2002 правительство и повстанцы заключили перемирие, однако уже после этого состав ВВС уменьшился на несколько самолетов вследствие авиапроисшествий: в августе 2002 разбился Y-8, в сентябре того же года “Кфир”, а 9 июня 2004 очередной Миг-27.
В заключение скажем несколько слов о структуре и базировании ланкийской авиации на сегодняшний день. Имеется 5 основных авиабаз: Катанаике, Ратмалана (к югу от Коломбо), Вавуния, Анурадхапура и Миннерия (восточнее Анурадхапуры). Важное значение имеют также вспомогательные авиабазы в Палали, Чина-Бэй, Баттикалоа, Ампарай и Сигирии. В Катанаике базируются 5-я истребительная эскадрилья (Миг-27, F-7, FТ-7, FT-5), 10-я истребительная эскадрилья (“Кфиры”), 4-я вертолетная эскадрилья, задачей которой является перевозка VIP-персон (Bell 206 и Bell 412), а также 14-я учебная эскадрилья оснащенная К-8. В Ратмалане расположены 2-я тяжелая транспортная эскадрилья (Ан-32, С-130) и 8-я легкая транспортная эскадрилья (Y-12 и Beech 200). 7-я (Bell 206 и Bell 212) и 9-я (Ми-24 и Ми-35) эскадрильи базируются в Миннерии. 6-я вертолетная эскадрилья на Ми-17 и 11-е авиаподразделение, эксплуатирующее БПЛА, находятся в Вавунии. Наконец, в Анурадхапуре базируется 1-е учебное авиакрыло на РТ-6, Цессна-150 и SF260ТР.
Часть 3. Борьба на суше
Население Шри-Ланки этнически неоднородно: около 70% составляют сингалы, прибывшие на остров в 5 веке до н.э., 20% - тамилы, активное проникновение которых в северные и восточные районы страны связывают с 5 веком н.э., до 7% приходится на мусульман - потомков тамилов и сингалов, исповедующих ислам. Территория расселения тамилов охватывает дистрикты (районы) Маннар, Джафна, Килиноччи, Муллайтиву, Вавуния, Тринкомали, Баттикалоа и Ампара. Наиболее густо населен полуостров Джафна, на котором находится одноименный город - историческая столица тамилов. Полуостров отделен от основной части острова лагуной Джафна, и в свою очередь состоит из трех секторов, практически разобщенных мелкими извилистыми заливами: Валикамам (в котором и находится город Джафна), Тенмараччи (главный город - Кодикамам) и Вадамараччи (узкая полоса земли на северо-востоке полуострова от Пойнт-Педро до Каддайкаду). Обширная территория со слаборазвитой дорожной сетью, зачастую покрытая джунглями, к югу от полуострова Джафна до района Вавуния носит название Вани. Упоминаемые в дальнейшем при описании боевых действий населенные пункты выделены жирным шрифтом на прилагаемых картах Северного фронта и района Вавуния-Манкулам.
Отношения основных этнических групп всегда отличались напряженностью, нередко выливавшейся в межнациональные столкновения. В начале 80-х годов в северных районах страны начала действовать тамильская боевая организация “Тигры освобождения Тамил Илама”, во главе с В.Пирапахараном. Датой начала “горячей” фазы конфликта принято считать 23 июля 1983 года, когда возле Палали (недалеко от Джафны) в результате нападения тамилов погибло 13 ланкийских солдат. В ответ в столице страны Коломбо и ряде других районов вспыхнули тамильские погромы, жертвами которых стали до 3 тысяч человек. В этих условиях не только радикально настроенные, но и многие “умеренные” тамилы поддержали вооруженную борьбу. За несколько месяцев восстание охватило обширные районы севера и востока Шри-Ланки.
К началу конфликта вооруженные силы Шри-Ланки находились в состоянии упадка. Отсутствие внешних врагов и слабая экономика не способствовали созданию хорошо оснащенной и обученной армии. Поэтому ланкийское правительство сразу занялось приобретением боевой техники, преимущественно устаревшей и бывшей в употреблении, однако вполне пригодной для борьбы с повстанцами. Не углубляясь в подробный хронологический перечень, опишем основную номенклатуру вооружения, закупленного к настоящему времени Шри-Ланкой. В Китае были приобретены танки Т-59, БМП Т-86 (копия советской БМП-1) и колесная БМП Т-92, гусеничные бронетранспортеры Т-63 и Т-85, 122-мм и 130-мм артиллерийские орудия, 152-мм гаубицы. Чехия поставила танки Т-55 и 122-мм РСЗО. В России закупили БМП-1, БМП-3 и БТР-80. Из Великобритании поступили бронемашины “Saladin” и БТР “Saracen”, из ЮАР - БТР “Buffel”. Нехватка квалифицированного персонала вынудила вначале нанять военных специалистов из Великобритании, Пакистана и Израиля.
Улучшалось не только техническое оснащение армии - она росла и количественно: за несколько лет с момента начала восстания вооруженные силы увеличились с 15 до более чем 100 тысяч военнослужащих. В борьбу с тамилами включились и многочисленные полицейские подразделения. При этом численность формирований “тигров” (включая разнообразные вспомогательные подразделения, в том числе женские и юношеские) обычно не превышала 10-15 тысяч человек, что объясняется в первую очередь трудностями с обеспечением большего количества бойцов вооружением и амуницией. Как и правительству, тамилам предстояло пройти долгий путь к формированию по-настоящему боеспособных подразделений. Отметим также, что повстанцы не пользуются поддержкой ни одной страны мира, а финансовую базу восстания в первую очередь обеспечивают многочисленные тамильские общины в развитых странах, таких как Сингапур, Малайзия, Канада (например, тамилы составляют около 30% населения Сингапура).
На первом этапе конфликта кроме ведения собственно боевых действий обе стороны широко практиковали террор против мирного населения, унесший жизни тысяч тамилов и сингалов. Были и случаи “очистки” правительственными войсками некоторых районов от тамильского населения с их последующей колонизацией “благонадежными” гражданами. Так, в результате подобной акции тамильский район Манал Ару (к северо-востоку от Вавунии) оказался заселен сингалами и получил название Вели Оя. В результате ланкийские власти “вбили клин” между северными и восточными тамильскими районами.
В 1985 году Тигры установили контроль практически над всем полуостровом Джафна, включая свою столицу. Правительственные войска оказались заблокированными в гарнизонах Палали и Пойнт-Педро.
В мае 1987 года значительно усилившаяся ланкийская армия предприянла свое первое крупное наступление под кодовым названием “Liberation”. В ходе тяжелых боев Тигров выбили из большей части сектора Вадамараччи, установив таким образом наземную связь между Палали и Пойнт-Педро. В этих боях широко использовалась артиллерия и импровизированные бомбардировщики Avro и Y-12, наносившие удары не столько по противнику, сколько по населенным пунктам, контролируемым тамилами.
Обеспокоенная многочисленными гражданскими жертвами и наплывом сотен тысяч беженцев, соседняя Индия в июле 1987 вынудила правительство Шри-Ланки согласиться на прекращение боевых действий и предоставление тамильским районам ограниченной автономии. В обмен индийцы обязались разоружить тамилов, т.е. фактически осуществить военную операцию по их разгрому, поскольку Тигры категорически отказались сложить оружие.
Наступление индийцев на Джафну началось 11 октября 1987. В ночь на 12 октября с 4-х Ми-8 был высажен десант в районе университета Джафны для захвата руководства Тигров, однако эта спецоперация провалилась. Несколько вертолетов получили повреждения от огня стрелкового оружия, удалось высадить только 120 десантников (на них возлагалась задача по охране стадиона где садились вертолеты) и 30 коммандос-сикхов, которые и должны были захватить лидеров тамилов. В последовавшем бою погибли 29 коммандос и 6 десантников. Остатки десанта спасли на следующий день три пробившихся на выручку Т-72.
Ожесточенное сражение за Джафну, унесшее жизни свыше 400 индийских солдат, шло 17 дней. По городу наносились сильные авиационные и артиллерийские удары, повлекшие большие жертвы среди мирного населения. К концу обороны Тигры, чьи потери были сопоставимы с индийскими, сумели эвакуировать основные силы в Ванни.
Захват Джафны, вопреки надеждам индийского командования, не привел к разгрому тамильских отрядов, перешедших к партизанской войне. Индийский “миротворческий” контингент постепенно был доведен до 100 тысяч человек, однако и это не дало ожидаемого эффекта. Постоянные нападения партизан озлобляли “миротворцев”, которые стали действовать также, как ланкийская армия ранее. Участие индийцев в массовых убийствах, высокая стоимость операции и растущие потери вызвали недовольство в самой Индии. В итоге к марту 1990 индийская армия покинула Шри-Ланку, потеряв к этому времени только убитыми около 1150 военнослужащих. Уже после вывода войск, в 1992 году, тамилы казнили организовавшего вторжение Премьер-министра Индии Раджива Ганди: во время предвыборного митинга к нему приблизилась женщина-камикадзе, подорвавшая себя вместе с окружающими. Два с половиной года борьбы с сильным противником закалили формирования Тигров, силы которых не только не были подорваны, но даже укрепились.
Хрупкий мир, сохранявшийся после вывода “миротворцев”, рухнул 11 июня 1990 года. В этот день в районах Баттикалоа, Ампара и Тринкомали тамилы атаковали многочисленные полицейские участки и захватили более 1000 сингальских и мусульманских полицейских, не менее 630 из которых было казнено.
К 20-м числам июня начались бои и в Джафне. Малочисленный гарнизон правительственных войск осадили в старинном Форте. Не располагавшие тяжелым вооружением тамилы предприняли несколько неудачных попыток захвата цитадели противника, в том числе весьма экзотическую: в одну из ночей Тигры попытались проникнуть в Форт с помощью подъемного крана. Однако стрела крана не выдержала и рухнула с 40 находившимися на ней бойцами.
12 июля правительственные войска начали операцию “Thrivida Balaya” по захвату расположенных напротив Джафны островов Велланай и Мандайтиву, и после упорных боев овладели ими к середине августа. 13 сентября с этих островов была предпринята попытка высадки десанта для деблокады Джафны, однако она провалилась со значительными потерями. Поскольку снабжение осажденных по морю сталкивалось со все более сильным огневым противодействием с берега 26 сентября гарнизон Форта эвакуировали.
В июне 1990 тамилы также блокировали гарнизоны в Ванни вдоль дороги Вавуния-Элефант Пасс (Манкулам, Кокавил, Килиноччи) В ходе боев 10-12 июля Тигры захватили Кокавил, весь его немногочисленный гарнизон из 70 солдат погиб. Командира гарнизона, отказавшегося покинуть раненых и эвакуироваться, посмертно наградили высшим орденом ланкийской армии. Вскоре после этого правительственные войска оставили Килиноччи.
22 ноября начался штурм Манкулама. Вначале на территорию базы проник и взорвался грузовик со взрывчаткой, управляемый камикадзе, затем последовала атака с разных сторон. 24 ноября лагерь был эвакуирован, погибло более 100 военнослужащих.
Несмотря на захват ряда важных пунктов, тамилы испытывали определенные трудности со снабжением своих формирований в Джафне, поскольку беспрепятственный доступ на полуостров блокировали правительственные гарнизоны в Элефант Пасс и Пунерине. 10 июля 1991 Тигры атаковали Элефант Пасс. Правительственные флот и армия срочно организовали десантную операцию по его спасению под кодовым названием “Balavegaya”. Высадка в районе Веттилайкерни (к востоку от Элефант Пасса) началась 15 июля, однако пробить коридор к осажденным удалось только через 18 дней. За время осады Элефант Пасса по официальным данным ланкийская армия потеряла 202 военнослужащих убитыми, тамилы - около 600 человек.
Длительная осада Джафны и провал штурма Элефант Пасса показали тамилам, что без серьезного реформирования их отрядов и приобретения тяжелого вооружения рассчитывать на успешную борьбу с правительственной армией не приходится. И хотя решить вопрос с доставкой артиллерии Тиграм по объективным причинам не удалось до сих пор, пехотные подразделения тамилов в скором времени превратились в прекрасно обученные и боеспособные силы, включающие большое количество отрядов спецназа.
Начиная с 28 августа 1991 в течении четырех недель правительственные войска проводили операции “Ashakasena” и “Akunaрahara” северо-восточнее района Манал-Ару (колонизированного сингальскими переселенцами). Целью операций было окончательно прервать связь между восточными и северными провинциями. Однако в условиях джунглей добиться решительного успеха было весьма трудно и по завершении операций тамилы опять заняли данный район.
8 августа 1992 года при проведении рекогносцировки на острове Велланай от подрыва на мине погибли командующий правительственными войсками на севере страны генерал Д.Коббекадува и 9 сопровождавших его офицеров.
После вывода индийских войск взаимный террор против мирного населения значительно ослаб. Теперь тамилы старались атаковать преимущественно военные объекты, в том числе целью стали высшие руководители армии и государства. Так, 10 ноября 1992 камикадзе был убит командующий ВМС адмирал К.Фернандо, а 1 мая 1993 году во время предвыборного митинга погиб Президент Шри-Ланки Р.Премадаса. 24 ноября 1994 в результате покушения погиб главный кандидат на пост Президента Г.Диссанаяке.
В июне-июле 1992 ланкийская армия провела операцию “Balavegaya II”, в результате которой была расширена зона контроля к северу от Элефант Пасса. Следующей операцией на данном направлении стала “Yal Devi”, начатая 28 сентября 1993 года. Основной целью был захват Килали - главной базы тамильских катеров в лагуне Джафна. На второй день колонна правительственных войск попала в хорошо подготовленную засаду. Сильным огнем тамилы отсекли пехоту от бронетехники и уничтожили 2 танка Т-55 чехословацкого производства, погибло около 70 солдат. К 6 октября, когда операция была прекращена, общие потери составили 110 военнослужащих.
То, что тамилы не сидят сложа руки, а усиленно обучают бойцов и разрабатывают новую тактику, стало ясно уже через месяц. В результате внезапной атаки на Пунерин Тигры сумели прорвать внешний периметр обороны и проникнуть на территорию базы. Благодаря срочно переброшенным по морю подкреплениям, гарнизону после трехдневных ожесточенных боев удалось отбить штурм. Однако потери были тяжелые - только по официальным данным погибло 613 военнослужащих. Тамилы захватили большое количество вооружения, включая два танка Т-55.
В конце 1994 года правительство нового Президента Шри-Ланки Чандрики Кумаратунги заключило с Тиграми перемирие. Однако позиции сторон по главному вопросу - предоставлению тамилам независимости - оставались диаметрально противоположными, и уже в апреле следующего года боевые действия возобновились.
В июне 1995 тамилы атаковали гарнизон острова Мандайтиву. Атака опять была отражена, но погибло не менее 120 военнослужащих. В ответ ланкийская армия 9 июля 1995 начала из района Палали наступление под названием “Leap Forward”. Не встречая серьезного сопротивления, правительственные войска продвинулись на 10 километров и расширили зону безопасности вокруг аэродрома Палали и порта Канкесантурай - объектов, критически важных для снабжения всей группировки на полуострове.
К этому моменту ланкийские вооруженные силы наконец получили большое количество новых вооружений. Приобретенные танки и артиллерия значительно усилили наступательные возможности сухопутных войск, а “Кфиры” и Ми-24 - ударную мощь авиации.
17 октября 1995 года армия Шри-Ланки начала наступление с целью захвата Джафны - операция “Riviresa”. Артиллерия и авиация наносили сильные удары по позициям тамилов, не располагавших ни средствами контрбатарейной борьбы, ни сколь-нибудь серьезным ПВО. Несмотря на ожесточенное сопротивление Тигров, войска медленно продвигались вперед. 22 ноября была перерезана последняя дорога, связывавшая защитников Джафны с сектором Тенмараччи. Тяжелые бои за город продолжались еще 2 недели, особенно большие потери наступающие несли от минометного огня. Тем не менее, 2 декабря ланкийский флаг был водружен над магистратом Джафны. Остатки защитников, как и во время штурма города индийскими войсками, сумели эвакуироваться в Ванни. По официальным данным, за полтора месяца операции погибло 450 военнослужащих, хотя существуют основания полагать, что на самом деле потери были существенно больше. Потери тамилов по оценке ланкийских военных превысили 2000 человек - естественно, что Тигры в свою очередь утверждают, что данная цифра значительно завышена.
В этот период Тигры осуществили две получившие большую известность операции в столице страны. 20 октября 1995 года было уничтожено главное нефтехранилище Коломбо, погибло около 20 охранников. 31 января следующего года в результате взрыва заминированного автомобиля серьезные повреждения получило здание Центрального Банка Шри-Ланки.
Сосредоточение основных сил армии на севере страны позволило тамилам значительно усилить активность на востоке - вокруг Тринкомали, Баттикалоа и Ампара. В этом районе столкновения носили характер классической партизанской войны: засады на дорогах, обстрелы полицейских участков, гарнизонов и передовых постов. Наиболее крупными операциями повстанцев стали разгром колонны в районе Баттикалоа в марте 1996 (54 погибших военнослужащих) и атака в том же районе на лагерь Вавунайтиву в марте следующего года (75 погибших). В последнем случае Тигры также понесли большие потери. Мелкие же столкновения исчислялись сотнями.
Между тем правительственная армия продолжала боевые действия по разгрому тамилов на полуострове Джафна. В конце марта 1996 была проведена операция по уничтожению мелких тамильских отрядов, проникших в ранее занятые районы. 19 апреля 1996 началась операция “Riviresa II” по овладению сектором Тенмараччи. К 21 апреля правительственные войска захватили Чавакачерри, а 26 апреля заняли Килали. Тигры не оказали серьезного сопротивления и эвакуировались в Ванни. Наконец, в мае в ходе операции “Riviresa III” без сопротивления был занят сектор Вадамараччи.
Несомненные успехи в борьбе с Тиграми дали основания правительству утверждать, что близится день окончательного разгрома повстанцев. Однако уже вскоре стало ясно, что не все так благополучно, как хотелось бы сингальским политикам. В ночь на 18 июля 1996 года тамилы начали внезапный штурм базы Муллайтиву - операция “Unceasing Waves” (“Неудержимая волна”). Несмотря на свое название, операция вовсе не означала банальную атаку большими массами пехоты. Наоборот, в этом случае (как и в последующих наступлениях) основная ставка делалась на действия спецподразделений, проникавших через передовые линии противника и атаковавших ключевые объекты обороны. Гарнизон Муллайтиву, по разным данным, насчитывал от 1200 до 1600 военнослужащих, однако располагался изолированно от основных сил ланкийской армии, что сыграло плачевную роль в его судьбе. После восьмичасового сражения Тигры прорвали оборонительный периметр и захватили арсенал базы. Вооружения и боеприпасы арсенала были незамедлительно использованы против их бывших владельцев. К концу первого дня штурма положение обороняющихся стало критическим.
Ланкийская армия незамедлительно предприняла попытку помочь гарнизону. Недалеко от Муллайтиву с вертолетов был высажен десант коммандос, однако он сразу же попал под огонь повстанцев и вынужден был вести тяжелые бои за удержание захваченного плацдарма. В течение нескольких последующих дней высаженные десантники продолжали получать подкрепления по воздуху и с моря, однако из-за сильного противодействия так и не смогли приступить к выполнению основной задачи. Между тем, уже 20 июля тамилы уничтожили последние очаги сопротивления гарнизона Муллайтиву. Потеряв надежду спасти остатки гарнизона, ланкийская армия 25 июля эвакуировала десант.
Итогом операции “Unceasing Waves” стало тяжелейшее поражение правительственных войск: гарнизон Муллайтиву был полностью уничтожен, погибло также около 100 военнослужащих, пытавшихся прийти ему на помощь. Тигры захватили большое количество вооружения и амуниции, в том числе два 122-мм орудий.
Падение Муллайтиву привело командование вооруженных сил Шри-Ланки к мысли о необходимости отказаться от удержания изолированных баз, оказывать помощь которым в случае штурма весьма затруднительно. Поэтому вскоре был эвакуирован гарнизон Пунерина, что значительно осложнило контроль передвижения тамильских катеров в лагуне Джафна.
Несмотря на понесенное поражение, ланкийская армия не стала откладывать уже подготовленное наступление на севере и 26 июля начала операцию “Sath Jaya”, цель которой был захват Килиноччи. Наступление велось из района Элефант Пасс. На первом этапе тамилы, основные силы которых были сосредоточены в районе Муллайтиву, практически не оказывали сопротивления. Уже в первый день правительственные войска заняли Парантан. Однако возобновившееся 4 августа дальнейшее продвижение на юг встретило серьезные трудности. В двухдневных боях правительственным войскам не удалось прорвать оборону тамилов, погибло около 150 военнослужащих, было уничтожено 3 танка и еще несколько повреждено. 22 сентября началась третья фаза операции. На этот раз вместо лобового удара ланкийская армия совершила обходной маневр и вышла к Килиноччи с востока. Растянув таким образом оборону тамилов, наступающие опять изменили направление главного удара - в ночь на 24 сентября началось продвижение к западу от Килиноччи. 26 сентября тамилы организовали мощную контратаку. В ходе многочасового боя погибло около 200 ланкийских солдат, тяжелые потери понесли и Тигры. Уже ослабленные предыдущими боями, обороняющиеся в дальнейшем не смогли оказать серьезного сопротивления, и 30 сентября правительственные войска наконец овладели Килиноччи. Как и при наступлении на Джафну, важную роль сыграло подавляющее превосходство ланкийской армии в авиации и артиллерии. В то же время необходимо отметить, что в данном конфликте слова “мощные авиационные и артиллерийские удары” обозначают события, по своей интенсивности несравнимые с действиями действительно сильных армий: например, во время описанной операции по захвату Килиноччи в день наносилось 7-8 авиаударов по позициям Тигров. По официальным данным, за 22-30 сентября потери армии составили 269 человек убитыми, хотя в ланкийском парламенте озвучивалась и вдвое большая цифра.
В январе 1997 года тамилы предприняли мощную атаку на Парантан. В случае захвата этого важного пункта Тиграм удалось бы отсечь войска в районе Килиноччи от гарнизона Элефант Пасса. В результате внезапной атаки передовая линия обороны была прорвана. Спецназу тамилов удалось проникнуть на позиции артиллерии, где было уничтожено 11 орудий: часть женщинами-камикадзе из числа атакующих, часть - своей же обслугой с целью предотвратить их захват противником. Однако с помощью подошедших подкреплений гарнизон Парантана все же сумел отбить атаку. При этом по официальным данным погибло более 250 военнослужащих.
В следующем месяце правительственные войска осуществили операцию “Edibala”, в результате которой взяли под контроль дорогу Вавуния-Маннар. Тигры не оказали практически никакого противодействия.
13 мая 1997 года ланкийская армия начала “решающее” наступление под громким кодовым названием “Jaya Sikuruy” (“Гарантированная победа”). Главной задачей операции являлось восстановление контроля над единственной сухопутной дороги, ведущей на полуостров Джафна, участок которой между Вавунией и Килиноччи находился под контролем повстанцев. Целью первого этапа наступления был Пулиянкулам, наступление на который велось по двум сходящимся направлениям: из района Вавуния на север и из района Вели Оя через Недункени на запад. Правительственные войска активно использовали артиллерию и бронетехнику. Тигры в свою очередь сделали ставку на минометный огонь и внезапные контратаки. В ходе боев 13-18 мая наступающие захватили районы Омантай и Недункени, потеряв при этом около 120 военнослужащих. Закрепившись на занятых позициях, 24 мая войска продолжили продвижение и к 3 июня заняли Паникканирави - поселок всего в 3 километрах от Пулиянкулама. Уже в этих первых боях армия потеряла подбитыми и уничтоженными до десятка танков и бронетранспортеров, что стало следствием активного применения Тиграми РПГ.
9 июня тамилы проникли в недавно захваченные ланкийской армией районы и атаковали поселок Тандикулам, в районе которого были сосредоточены артиллерийские склады. В ходе ожесточенных боев, продолжавшихся целый день, погибло до трехсот правительственных солдат, Тиграм удалось подбить несколько единиц бронетехники и, что еще важнее, уничтожить большие запасы боеприпасов и амуниции.
22 июня, подтянув подкрепления и пополнив запасы, армия возобновила продвижение к Пулиянкуламу. Однако уже в ночь с 24 на 25 июня тамилы предприняли новую мощную контратаку. На этот раз нападению подверглись позиции артиллерии в районе Омантай. Повстанцам удалось захватить одно орудие и 4 артиллерийских тягача, еще 3 орудия были уничтожены. В результате ожесточенных боев погибло не менее 180 ланкийских военнослужащих.
Ланкийское командование вынуждено было сделать полуторамесячный перерыв в операции, за время которого в результате очередной контратаки Тигров в районе Рамбайкулам погибло 130 военнослужащих. Наконец, 19 августа в результате нового наступления армия сумела захватить Пулиянкулам. В ходе ожесточенных боев в самом поселке тамилы подбили 6 танков, из которых два не подлежали восстановлению, и захватили одну БМП.
Изначально планируемая на 3 месяца операция “Jaya Sikuruy” явно пробуксовывала. До конца года ланкийская армия не предпринимала новых попыток крупномасштабного наступления. В то же время Тигры провели еще две крупные контратаки. Во время первой из них, осуществленной в начале октября в районе Канакараянкулама, тамилы захватили два БТР “Buffel” и большое количество легкого вооружения и амуниции, погибло не менее 200 военнослужащих. А в декабре в том же районе была разгромлена база бригады спецназа и убито более 150 ланкийских солдат.
1 февраля 1998 тамилы атаковали Килиноччи, однако на этот раз операция оказалась неудачной. Тигры понесли большие потери (до 300 убитыми), тогда как из гарнизона Килиноччи погибло около 50 военнослужащих. Во время этой операции тамильские диверсанты, проникшие на полуостров Джафна, атаковали артиллерийскую базу в районе Иякаччи, с которой вела огонь тяжелая артиллерия ланкийской армии поддерживающая гарнизоны Килиноччи и Парантана, и нанесли ей существенный урон.
В период с февраля по май того же года правительственные войска предприняли ряд операций, главной целью которых был захват Манкулама - следующего крупного населенного пункта на дороге Вавуния-Килиноччи. Ланкийская армия сумела вплотную приблизиться к Манкуламу, однако попытка овладеть самим городом в начале июня провалилась.
26 сентября 1998 года Тигры начали масштабную атаку на Килиноччи (операция “Unceasing Waves II”). После ожесточенных трехдневных боев Килиноччи перешел в руки нападавших. Потери ланкийской армии только убитыми превышали 1000 человек. Было потеряно 4 артиллерийских орудия, 2 танка Т-55 и 8 бронетранспортеров “Buffel”, большое количество легкого оружия и аммуниции. Часть потерянного вооружения тамилы захватили в качестве трофеев (в том числе 2 или 3 130-мм орудия).
Слабой компенсацией за поражение стал захват Манкулама: воспользовавшись отвлечением основных сил Тигров на северный участок фронта, ланкийская армия наконец овладела этим населенным пунктом потеряв всего 90 человек убитыми.
С падением Килиноччи стало ясно, что “Гарантированная победа” вряд ли имеет в ближайшем будущем шансы на успех. Вскоре было объявлено о завершении “Jaya Sikuruy”, вместо которой предприняли ряд частных наступательных операций. Так, в результате операции “Rivibala”, начавшейся в декабре 1998, ланкийская армия захватила Оддусуддан, расположенный на дороге из Манкулама в Муллайтиву (в котором размещалась “ставка” Тигров после его захвата в 1996 году). А в марте-сентябре 1999 в ходе операции “Ranagosa” от тамильских формирований был очищен ряд районов к северу от дороги Вавуния-Маннар. При этом в июне 1999 недалеко от Маннара ланкийские ВВС сумели уничтожить одно из 122-мм орудий, захваченных тамилами в Муллайтиву.
Несмотря на отсутствие быстрых впечатляющих успехов, операции ланкийской армии поставили повстанцев в сложное положение. Уже с потерей полуострова Джафна в 1995-1996 годах тамилы начали ощущать трудности с пополнением своих отрядов: малочисленное население Ванни и ряда районов восточного побережья, оставшихся под контролем Тигров, не могло обеспечивать восполнение немалых потерь. И если с набором персонала во вспомогательные подразделения (зачастую женские или “детские”) не было особых проблем, то отряды спецназа и “конвенциональной” пехоты не могли довольствоваться такими же бойцами. Потеря многих районов Ванни еще более усугубила ситуацию.
В этих условиях совершенно неожиданными стали события ноября 1999 года. К этому моменту правительственные войска оказались растянутыми на большом протяжении в условиях довольно сложной местности. Многочисленные нападения Тигров на тыловые подразделения во время операции “Jaya Sikuruy” вынуждали отвлекать большие силы на охрану ранее занятых районов. Поэтому при достаточно большой общей численности войск на линии фронта находился весьма ограниченный контингент.
В ночь на 2 ноября тамилы начали большое наступление в Вани под кодовым названием “Unceasing Waves III”. Наступление велось с двух направлений: с севера через дорогу Манкулам-Оддусудан (здесь удар пришелся в стык подразделений армии и морской пехоты) и с востока между Оддусудданом и Недункени. Наступающим помогали просочившиеся в тыл подразделения спецназа. В течении нескольких часов “тиграм” удалось прорвать оборону и захватить Оддусуддан, а к вечеру того же дня занять Недункени. Правительственные войска, бросив большое количество военных материалов, отходили на юг в район Вели Оя и на запад к шоссе Вавуния-Джафна. Преследуя отступающих, тамилы к вечеру 5 ноября завязали бои на подступах к Манкуламу и Канакараянкуламу. Оказавшись под угрозой окружения, ланкийские войска не оказали серьезного сопротивления и поспешно отступили на юг. Были отмечены даже случаи вооруженных столкновений между деморализованными частями и военной полицией, пытавшейся задержать бегущих. Только перебросив значительные подкрепления, правительственная армия сумела остановить продвижение “тигров” в районе Пулиянкулама. По официальным данным потери ланкийской армии составили всего лишь около 200 человек убитыми и пропавшими безвести, однако масштаб поражения позволяет предполагать гораздо большие жертвы. Тамилы захватили значительное количество легкого вооружения, боеприпасов и амуниции, для вывоза которых понадобилось более 60 автомобильных рейсов.
Воспользовавшись благоприятной ситуацией (внимание ланкийского командования было сосредоточено в первую очередь на укреплении новых позиций к северу от Вавунии), тамилы 11 декабря начали активные действия на северном фронте, стремясь ворваться на полуостров Джафна. Удар наносился вдоль побережья на район Веттилайкерни-Каддайкаду (к востоку от Элефант-Пасс). Уже 12 декабря эти населенные пункты перешли под контроль тамилов, что поставило под угрозу восточный фас базы Элефант-Пасс. 17 декабря в результате мощной атаки “тигры” овладели Парантаном, защищавшим южный фас базы. Однако продвинуться дальше им не удалось, хотя сильные бои продолжались в этом районе до конца зимы.
В ночь с 26 на 27 марта 2000 года “тигры” преподнесли ланкийской армии очередной сюрприз: вместо фронтальной атаки Элефант-Пасса (гарнизон которого превышал 10 тысяч человек) был высажен морской десант из более чем 1500 бойцов севернее базы, в районе Чемпиянпатту. Одновременно просочившиеся в тыл ланкийцев отряды спецназа атаковали позиции артиллерии в районе Паллай (по утверждениям тамилов было уничтожено 11 орудий). После тяжелых трехдневных боев район Чемпиянпатту перешел под полный контроль “тигров”. Еще более важным было то, что 28 марта части десанта во взаимодействии с отрядами спецназа перекрыли главную дорогу из Элефант-Пасса в Джафну между населенными пунктами Паллай и Элутхумаддувал. Снабжение Элефант-Пасса стало возможным только по единственной грунтовой дороге с малой пропускной способностью, шедшей к югу от главной трассы вдоль побережья лагуны Джафна. Правительственные войска предприняли многочисленные попытки восстановить контроль над главной дорогой. В ожесточенных боях стороны понесли большие потери, в том числе тамилы уничтожили, захватили и подбили более 10 единиц бронетехники. К 10 апреля ланкийской армии удалось очистить от противника непосредственно дорогу, однако тамилов удержали позиции всего лишь в 500 метрах к северу, так что восстановить транспортное сообщение по трассе не представлялось возможным.
Между тем, перебросив подкрепления десанту, “тигры” 18 апреля нанесли еще один удар из района Чемпиянпатту и перекрыли стратегически важную дорогу в еще одном месте - между Паллай и Иякаччи. В последующие дни ожесточенные бои развернулись за населенный пункт Иякаччи, который пал 22 апреля. Гарнизон Элефан-Пасса, оказавшийся под угрозой полного окружения и уничтожения, спешно покинул базу, бросив большую часть вооружения. Отступление происходило под огнем тамилов как по прибрежной дороге, так и по мелководью лагуны Джафна. Потери отступающих были большими - по разным данным от нескольких сот до более чем тысячи, при этом погиб и командующий гарнизоном. По утверждениям “тигров” им досталось 3 152-мм и 2 122-мм орудия, 12 120-мм минометов и большое количество другого вооружения и амуниции.
30 апреля после ожесточенного боя ланкийские войска оставили Паллай, находившийся в полуокружении, и отошли в район Килали-Элутхумаддувал-Нагар-Ковил, где оборудовали новую линию обороны.
Понеся тяжелое поражение и находясь под угрозой дальнейшего наступления тамилов с целью овладения Джафной, ланкийская армия спешно усиливала свои силы на Северном фронте. К маю 2000 на полуостров Джафна было переброшено две дивизии из трех ранее задействованных в операциях в районе Вавунии - таким образом, на полуострове сосредоточили пять из девяти дивизий правительственной армии - более 40 тысяч военнослужащих.
Учитывая что повстанцы вряд ли могли выделить для операции против Джафны более 5 тысяч бойцов, перспектива такого наступления казалась попросту утопической. Однако “тигры” все же начали его, причем направление удара в очередной раз изменилось: на этот раз атака была направлена из района Пунерина на Наваткули через лагуну Джафна (глубины здесь таковы, что позволяют в сухой сезон прейти лагуну вброд). Наступление началось 10 мая и уже в течении суток тамилам удалось захватить не только позиции ланкийских войск на прибрежных пляжах, но и стратегически важный мост Наваткули, соединяющий сектора Валикамам и Тенмараччи. В дальнейшем наступление развивалось в двух направлениях: на запад к городу Джафна и на восток к Чавакачерри. В ожесточенных боях обе стороны несли большие потери. Правительственные войска активно использовали авиацию, повстанцы как обычно сделали ставку на огневое поражение противника артиллерийским и минометным огнем. 17 мая тамилы захватили укрепленный пункт Кайтади (на полпути между Наваткули и Джафной), а к 20 мая овладели вторым по величине городом полуострова Чавакачерри и важным поселком Сарасалай. Обстановка для ланкийской армии становилась все более угрожающей, однако и силы наступающих были на исходе. Фактически с занятием Чавакачерри наступление “тигров” выдохлось. Несмотря на продолжавшиеся до конца мая бои, позиции сторон в этом районе не изменились. Попытка тамилов вслед за захватом Элефант-Пасса полностью овладеть полуостровом Джафна не удалась.
Приведя за лето в порядок потрепанные в предыдущих боях войска, ланкийская армия с начала сентября перешла к активным действиям против тамилов. 3 сентября началось наступление на район Наваткули под кодовым названием “Rivikirana”, главный удар наносился со стороны Джафны. Однако уже на следующий день, потеряв не менее 170 военнослужащих убитыми, ланкийская армия прекратила операцию. 17 сентября наступление, целью которого стал Чавакачерри, возобновилось (операция “Kinihira I”). За сутки ожесточенных боев ланкийцы овладели городом, отбив ряд контратак “тигров”.
До конца года правительственные войска осуществили целую серию последовательных наступательных операций, объединенных общим названием “Kinihira”. Тамилы, ослабленные предыдущими боями, не смогли удержать позиции и постепенно отступали: в октябре ланкийская армия заняла Сарасалай, 21 декабря Кайтади, 30 декабря - Наваткули. К новому 2001 году “тигры” эвакуировали свои последние подразделения из этого района.
Сняв прямую угрозу Джафне, ланкийская армия 25 апреля 2001 года атаковала позиции тамилов в районе Элутхумаддувал-Нагар-Ковил (операция “Agnie Khiela”). “Тигры” оказали ожесточенное сопротивление на хорошо оборудованных за год позициях, широко используя минометы и артиллерию. Тяжелые трехдневные бои не привели к каким-либо изменениям линии фронта, потери ланкийской армии превысили 300 человек убитыми. После этого до конца года серьезных боевых действий не происходило, обе стороны активно занимались обучением войск, накоплением оружия и боеприпасов. В январе 2002 было заключено перемирие, действующее по сей день. Однако перспективы заключения мирного договора остаются крайне туманными - поскольку ни одна из сторон, соглашаясь на разнообразные уступки, не согласна уступить в главном вопросе - создании независимого тамильского государства.
Обратимся теперь к потерям сторон за все время вооруженного противоборства. По официальным ланкийским данным, армия и полиция потеряла погибшими: с 1983 по 1994 - 5250 человек, с апреля 1995 по январь 1997 - 4760 человек, с февраля 1997 до момента заключения перемирия - более 8000 военнослужащих, итого около 18 тысяч человек. Потери повстанцев оцениваются ланкийской армией в 30 тысяч, “тигры” утверждают, что эта цифра на самом деле вдвое меньше - в любом случае, соотношение потерь (учитывая количественное и техническое превосходство правительственных сил) выглядит весьма “лестно” для повстанцев.
В завершение скажем несколько сйна была лов о структуре ланкийской армии. В ее состав входят 8 пехотных дивизий и одна дивизия спецназа. К моменту прекращения огня они дислоцировались следующим образом: 21-я дивизия -Маннар, 22-я - Тринкомали, 23-я - Баттикалоа, 51-я, 52-я, 54-я и 55-я - Джафна, 56-я -Ванни. Каждая пехотная дивизия обычно состоит из 4 бригад, номера которых образуются путем добавления к номеру дивизии цифры от 1 до 4 (например, 561-я, 562-я, 563-я и 564-я бригады 56-й дивизии). 53-я элитная дивизия спецназначения, участвовавшая практически во всех крупных операциях, состоит из бригады коммандос, бригады спецназа и аэромобильной бригады. Имеются также несколько отдельных танковых, артиллерийских и инженерных полков, придаваемых в случае необходимости дивизиям как части усиления.
Подразделения полиции, участвующие в операциях против повстанцев, разделены на бригады, за каждой из которых закреплен свой участок ответственности. В районе Баттикалоа и Ампара дислоцируются две полицейские бригады специального назначения.
Свою лепту в борьбу на сухопутном фронте вносит и флот: около трех тысяч моряков действуют вместе с армией в Ванни.
В 2009 году многолетний конфликт был закончен, правительственнные войска взяли под контроль восставшие северные территории. 20 мая 2009 года объявлен национальным днем Шри-Ланки (прим. редактора).
Остались вопросы по Шри-Ланке - пишите в нашем телеграм-чате @Lankaru
Сегодня ехали на тук-туке из Нилавели в Тринкомали, пост полиции в Тринко неохотно пропустил нашего родителя на одном из участков дороги. Мы спросили почему. Водитель ответил, что из-за того, что далее какой-то буддийский храм. Однако там беспрепятственно ходят и ездят люди. Так что мы не поняли: может быть, мусульманам туда нельзя или тамильцам или автотранспорту?