Буддизм в Шри-Ланке

Главная/Шри-Ланка/Буддизм в Шри-Ланке

Согласно легенде, Будда посещал остров, на котором в то время правили демоны ракшасы и наги. Сверхъестественные способности Будды помогли ему одержать победу над демонами и обучить жителей острова Дхамме.

В Дипавансе («Островная хроника», 4 в.) и Махавансе («Великая хроника», 5 в.) утверждается, что буддизм введен во времена царя Ашоки, когда на Шри-Ланку прибыли его сын Махинда и дочь Сангхамитта, привезшие с собой останки Будды и отросток дерева Бодхи, под которым Гаутама достиг Пробуждения. В честь этих священных реликвий в Анурадхапуре были воздвигнуты Махавихара, Четия Паббата вихара, Тупарама и еще несколько мужских и женских монастырей.

Во II в. до н. э. северная часть острова была захвачена тамилами, которые оставались на острове 44 года и были разгромлены царем Дуттагамани Абхая (правил в 101 – 77 до н. э.). При нем позиции буддизма еще более укрепились, но в I в. до н. э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил в 29 – 17 до н. э.) решил созвать четвертое Cангити (Буддийский Собор) в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении буддийской традиции. 500 наиболее ученых монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях записали на языке пали тексты Винаи, Сутты и Абхидхаммы, и комментарии к ним на сингальском языке. В то же время царь Ваттагамани создал монастырь Абхаягири вихара.

В III в н. э. монахи Абхаягиривихары стали исповедовать буддизм махаянистского толка и повели борьбу с тхеравадинами монастыря Махавихары. В IV в. царь Махасена (правил в 334 – 362), по совету махаяниста Сангхамитты разрушил все здания Махавихары. Он же построил монастырь Джетавана в Полоннаруве и подарил его махаянистским монахам. Во времена царствования Сиримегхаванны (сына Махасены) из Индии был привезен зуб Будды. Считалось, что обладание этим зубом дарует правителю сверхъестественные возможности видеть низкое и благородное, уродливое и прекрасное, проникать взором в грубые и тонкие уровни существования, предвидеть последствия как своих мыслей и действий, так и других существ Вселенной. Поэтому в честь этого события царь приказал восстановить Махавихару, отлить золотую статую Махинды и учредить фестиваль Махинды, символизирующий борьбу за чистоту буддизма. Соперничество между монастырями Махавихара, Абхаягири-вихара и Джетавана продолжалось до очередного нашествия тамилов в V в. После изгнания тамилов сингальские цари стали поддерживать Махавихару, как оплот национального духа и истинного буддизма тхеравады.

Важным историческим событием считается прибытие на остров Буддхагхосы (конец V в.), и завершение с его помощью работы над композицией Палийского Канона (Типитаки). Примерно тогда же были начаты две сингальские хроники на пали: Дипаванса и Махаванса. Последняя сыграла важную роль в политической жизни острова, т. к. в ней не только фиксировались династии и исторические события, но и давались оценки деяниям царей, иногда нелестные (после VI в., продолжением Махавансы стала Чулаванса). Поскольку эти хроники считались священными у сингалов, то в соответствии с буддийскими представлениями их переписывание приносило массу заслуг, и несмотря на попытки некоторых правителей уничтожить эти хроники, монахи ревностно хранили рукописи и тем самым сохраняли преемственность традиций в условиях регулярных тамильских нашествий и феодальных войн на острове.

С XV в. начинается европейская колонизация острова. Сначала это были португальцы (1505 — 1658), при которых буддистов жестоко преследовали и давалось множество привилегий тем, кто становился католиком. В результате такой политики в Коломбо, Галле, Негамбо и других прибрежных городах возникли католические общины, церкви, колледжи, появилась прослойка так называемых португальских бюргеров со своими праздниками и фестивалями. Голландская колонизация (1658-1796) оставила после себя, помимо плантационных хозяйств, протестантские колледжи, а также поселения голландских бюргеров. Религиозные фанатики среди португальцев и голландцев уничтожали буддийские святыни и преследовали членов Сангхи. Английская колонизация (1796 — 1948), наиболее гуманная по форме, нанесла самый чувствительный удар по буддизму в результате ликвидации кандийской монархии (1815), отделения буддизма от государства, введения денежной формы земельного налога и проведения аграрной реформы. Последние два мероприятия подорвали кастовую структуру и разрушили многочисленные традиции сингальского общества. Это привело к идеализации «старого доброго времени» и готовности защищать свою религию, т. е. была подготовлена почва для идеологизации буддизма и политизации Сангхи. В 1860 начали выходить 2 газеты, призывающие к защите буддизма. В 1865-1873 прошли острые диспуты между христианскими проповедниками и буддийскими учеными монахами, в которых победа, чаще всего была на стороне последних. В 1898 была создана Ассоциация буддийской молодежи, в 1918 — Цейлонский буддийский конгресс, в 1937 — Великий совет сингалов, в 1946 — Объединенный совет биккху, в 1955 опубликован доклад «Предательство буддизма», описывающий бедственное положение буддизма по сравнению с христианством, в 1956 создан Объединенный фронт биккху, принявший активное участие в политической борьбе за власть.

В настоящее время, буддизм исповедуют сингалы (70% населения). В стране более 6 тысяч монастырей и храмов, около 20 тысяч монахов. Имеются три никаи: Сиам-никая (основана в 1753), Амарапура-никая (основана в 1803). Раманния-никая (основана в 1863). Наиболее массовой и богатой является Сиам-никая (14 тыс.), которая опирается на крестьян-землевладельцев. Амарапура-никая (4 тыс) влиятельна среди городских слоев. Раманния-никая (2 тыс.) является аскетической сектой, борющейся за чистоту буддизма и буддийский образ жизни. Имея значительный опыт политической борьбы, ланкийские монахи постоянно укрепляют свои социально-экономические позиции, добиваясь от каждого правительства определенных уступок в пользу Сангхи. Но в то же время, повышение социальной и политической роли Сангхи, ведет к обострению религиозно-этнических противоречий в стране, к падению престижа буддийских монахов, к размежеванию между радикально настроенными монахами и консервативной частью Сангхи, не желающей терять своего религиозного авторитета и доходов.

Буддийские храмы и монастыри

Медитационные центры

Буддийские организации

{{ reviewsOverall }} / 5   (0 оценок(ки))
Оценка
Отзывы путешественников... Написать свой отзыв
Сортировать:

User Avatar
Verified
{{{ review.rating_title }}}
{{{review.rating_comment | nl2br}}}

Show more
{{ pageNumber+1 }}
Написать свой отзыв

Your browser does not support images upload. Please choose a modern one

Комментарии

1 комментарий на "Буддизм в Шри-Ланке"

avatar
10000
Добавить фото или изображения
 
 
 
 
 
Добавить аудио или видео
 
 
 
 
 
Добавить doc, pdf, txt, zip
 
 
 
 
 
сначала новые сначала старые по рейтингу
thiranjan
Гость
thiranjan

otkuda nashli takyu istoriu na nashei strane