Полоннарува (Polonnaruwa)

Полоннарува (Polonnaruwa), блистательная средневековая столица Шри-Ланки, была основана как первый город государства в 11 веке нашей эры. Полоннарува стала следующей столицей после Анурадхапуры, которая была полностью разграблена и разрушена армиями, вторгнувшимися из Южной Индии.

В хрониках города и данного исторического периода наиболее важное место занимают три короля. В 12 веке город достиг своего наивысшего, но, к сожалению, весьма недолгого расцвета. Несмотря на многочисленные вражеские вторжения в последующие века, осталось немало свидетельств его былого великолепия и славы. Руины древнего города расположены на восточном побережье большого искусственного водоема – озера Топа Вева (Topa Wewa), или Паракрама Самудрая (Parakrama Samudraya) — (Море Паракрамы), созданного по указанию короля Паракрамабаху (Parakramabahu) I (1153-86), чье правление стало золотым веком Полоннарувы. Внутри стен города, образовывающих прямоугольник, расположился дворцовый комплекс, а также многочисленные дагобы, храмы и различные религиозные постройки. Ряд зданий, представляющих исторический интерес, можно встретить и за городскими стенами, к северу от основного комплекса, ближе к главной дороге на Хабарану (Habarana) и Дамбуллу (Dambulla).

Чтобы познакомиться с реликвиями, найденными в этом древнем городе, такими как каменный лев, который раньше сторожил вход во дворец короля Ниссанки Маллы (Nissanka Malla), или изящные бронзовые изделия индуистских мастеров, извлеченные из руин храма Шива Девале (Siva Devale), вам придется посетить Национальный музей в Коломбо (Colombo), где они хранятся. Однако после открытия в 1998/9 годах нового Информационного центра для посетителей Полоннарувы и музея при нем, некоторые ключевые экспонаты должны были быть возвращены туда, где они были найдены.

Основные достопримечательности Полоннарувы

Паракрама Самудрая (Parakrama Samudraya)

Паракрама Самудрая (Parakrama Samudraya)

Паракрама Самудрая (в переводе с сингальского – Море Паракрамы) – крупнейший искусственный резервуар для дождевой воды в Шри-Ланке, созданный королем Паракрамабаху Великим. Это древнее озеро занимает значительную площадь в западной части округа Полоннарува. Огромный искусственный резервуар раскинулся на территории 2500 га и вмещает в себя 134 миллиона кубических метров воды, что делает его жизненно важным для сельскохозяйственного округа Полоннарува и прилегающих к нему районов. Древний город Полоннарува занимает площадь в 122 гектара и простирается на 5 км с севера на юг и на 3 км с востока на запад. Такое расположение исключительно удачно с учетом направления, в котором дуют освежающие ветра с Паракрама Самудрая.

Недалеко от Паракрама Самудрая находятся руины королевского Зала Советов (при короле Ниссанке Малле), на колоннах которого сохранились записи о положении и титулах различных чиновников королевства.

Статуя короля Паракрамабаху (Parakramabahu)

Король Паракрамабаху, Полоннарува (King Parakramabahu, Polonnaruwa)

На южном берегу Паракрама Самудрая и к югу от живописного дома отдыха находится еще один известный памятник Полоннарувы: потрясающая статуя, вырезанная из цельного куска скалы, изображающая знатного человека, который держит стопку манускриптов.

Статуя вызвала многочисленные дискуссии и споры касательно ее принадлежности. Археологи так и не пришли к единому мнению. Считается, что эта статуя высотой 3,5 м изображает короля Паракрамабаху Великого. С такой же вероятностью, это может быть и статуя мудреца Пуласти (Pulasti), в честь которого город был назван Пуластинагара (Pulastinagara). Пуластинагара (что в переводе с сингальского значит Город Пуласти) является вариантом сингальского названия Полоннарува на языке пали.

Дворец короля Паракрамабаху (Parakramabahu)

Королевский дворец Паракрамабаху, Полоннарува (Royal Palace of Parakramabahu, Polonnaruwa)

В королевской цитадели, окруженной крепостными валами длиной четыре лиги и шириной семь лиг, сохранилось множество примечательных памятников. Должно быть, в давние времена дворец короля Паракрамабаху был впечатляющим сооружением: высотой в семь этажей и богато украшенным. Руины дворцовых стен свидетельствуют о том, что это были чрезвычайно толстые укрепления и, кроме того, оборудованные необычной дренажной системой. Чуть дальше находятся красивые постройки, бывшие ранее королевскими купальнями – Кумара Покуна (Kumara Pokuna). По дороге расположен прекрасный Королевский зал приемов, вход в который охраняют статуи львов, а сам зал украшен изящными колоннами и лунным камнем (изящный резной порог).

В этот период технологии строительства были такими же, как в период Анурадхапуры (Anuradhapura), однако более активно использовался известковый раствор, благодаря которому стало возможным возведение кирпичных построек таких размеров, о каких раньше нельзя было и помыслить.

Потгул Вехера (Potgul Vehera)

Потгул Вехера (Potgul Vehera)

В южной части города, т.е. в 100 м к югу от статуи короля Паракрамабаху, за пределами королевского сада Нандана Юана (Nandana Uyana) находится Потгул Вехера, или Монастырская библиотека. Главное здание расположено на центральной террасе квадратной формы – это круглый храм или библиотека, где хранились священные книги. Он окружен четырьмя небольшими дагобами.

Превосходная акустика в Потгул Вехера наталкивает на мысли, что библиотека также выполняла функции зала для чтения книг, изучения доктрин буддизма и произнесения благословений, называемых «пириты». Здания, называемые Потгул Вехера, иначе библиотеки, которые использовались для тех же целей, что и храм в Полоннаруве, встречаются также и в некоторых буддистских храмовых комплексах.

Шива Девале (Siva Devale)

Шива Девале (Siva Devale)

Шива Девале 1 Индуистский храм 12 века, выполненный в простом и строгом стиле, посвященный бог Шиве.

Шива Девале 2 Пройдя через северные ворота цитадели, вы увидите индуистский храм 11 века, построенный из цельного куска скалы. В святилище расположен вырезанный из камня лингам, или фаллос – символ индуистского божества Дива. Напротив храма стоит статуя быка Нанди, на котором ездил бог Шива.

Тупарама (Thuparama)

Дом фресок Тиванка, Полоннарува (Tivanka Image House, Polonnaruwa)

Тупарама – кирпичный гедиге (в переводе с сингальского – сводчатый храм), сохранившийся в отличном состоянии. Тупарама является старейшим домом фресок в Полоннаруве. Храм датируется периодом правления короля Виджаябаху (Vijayabahu) (1055-1110 н.э.).

На кирпичном фундаменте высотой около метра расположены три выступа, на которых раньше были изображения Будды; сейчас же они представляют собой просто кирпичное возвышение. Каменные скульптуры Тупарамы относят к периоду Анурадхапуры.

Ватадаге (Vatadage)

Потгул Вехера (Potgul Vehera)

Ватадаге – дом реликвий круглой формы – может похвастаться элегантностью и красотой, редкой даже для древней Шри-Ланки. Декоративная стена, изысканно украшенная изображениями цветов с четырьмя лепестками, гармонично сочетается с внешним кругом каменных колонн.

Ведущие в храм лестницы, расположенные по четырем сторонам света, украшены элегантной резьбой. В начале каждого пролета установлена каменная статуя Будды. Ватадаге богато декорирован лунным и бордюрным камнем.

Ниссанка Лата Мандапая (Nissanka Lata Mandapaya)

Павильон Ниссанка Малла, Полоннарува, (Nissanka Latha Mandapaya, Polonnaruwa)

Павильон Ниссанка Лата Мандапая, построенный королем Ниссанкамаллой (Nissankamalla), представляет собой абсолютно новый образец архитектуры, в котором нашло отражение все великолепие классического стиля. Считается, что этот павильон использовался для ритуальных буддистских песнопений, при этом, надписи, найденные в павильоне, свидетельствуют о том, что король также слушал пириты – буддистские благословения.

В павильоне Ниссанка Лата Мандапая, окруженном буддистской оградой, находится небольшая круглая дагоба без верхней части, вырезанная из камня, расположенного посередине павильона. Возможно, что раньше во время чтения благословений в этой вырезанной из камня ступе помещалась священная урна с прахом.

Сатмахал Прасада (Sathmahal Prasada)

Сатмахал Прасада, Полоннарува (Satmahal Prasada, Polonnaruwa)

Сатмахал Прасада, или семиэтажная башня, построена в форме ступенчатой пирамиды, состоящей из семи прямоугольных уровней. По мнению археологов, строение башни напоминает храм Ват Кукут (Kukut) в Лампхуне (Lamphun) в Таиланде, построенный в восьмом веке.

Теории о принадлежности и назначении Сатмахал Прасада пока не получили достаточных подтверждений. Согласно историческим хроникам Шри-Ланки, король Паракрамабаху великий воздвиг ступу в этом районе, и некоторые исследователи считают, что башня и является этой ступой. Похожая постройка была найдена в Анурадхапуре и известна как Накха Вехера.

Хатадаге (Hatadage) и Атадаге (Atadage)

Атадаге, Полоннарува (Atadage, Polonnaruwa)

Хатадаге и Атадаге – храмы Священного Зуба Будды, расположенные в Полоннаруве, которые были воздвигнуты королями Виджаябаху и Ниссанкамаллой. В обоих храмах – построенном в 11 веке Атадаге и датируемом 12 веком Хатадаге – хранятся Священные Зубы Будды. Оба представляют собой прекрасные постройки, украшенные изящной резьбой.

После освобождения Шри-Ланки от дравидов, король Виджаябаху переносит столицу в Полоннаруву и возводит Атадаге, в котором будет храниться Священный Зуб Будды и Священная Чаша. На первом этаж располагался дом образов.

Хатадаге – увеличенная версия храма Атадаге – был построен королем Ниссанкамаллой для хранения Священного Зуба Будды и Священной Чаши. Первый этаж этого впечатляющего здания отведен под религиозные изображения, а вход украшает прекрасный резной портал. Надписи, выполненные на стенах при короле Ниссанкамалле, сейчас уже выцвели.

Гал Потха (Gal Potha) — Каменная Книга

Каменная Книга, Полоннарува (Gal Pota, Polonnaruwa)

Гал Потха представляет собой 8 метровую каменную плиту, лежащую рядом с храмом Хатадаге, на которой король Ниссанкамалла запечатлел в камне собственные деяния.

Надписи также включают подробную генеалогию короля Ниссанкамаллы, а также историю его войн с дравидами, вторгшимися из Южной Индии. Согласно этим записям, сама каменная плита была принесена сюда из Михинтале (Mihintale).

Эти записи оказали огромную помощь исследователям, поскольку помимо прочего демонстрируют эволюцию сингальской письменности. Рядом с Гал Потха находятся два каменных слона, окропляющих водой богиню Лакшми (Lakshmi), индуистскую богиню процветания.

Пабалу Вехера (Pabalu Vehera)

Пабала Вихара, Полоннарува (Pabala Vihara, Polonnaruwa)

Считается, что Пабалу Вехера была построена в поздний период Анурадхапуры и расширена в период Полоннарувы. Ступа окружена четырьмя домами образов, ориентированными по сторонам света. В статуях из известняка Будда запечатлен в различных позах. В южном здании находится статуя Будды в самадхи, представляющая собой прекрасный образец искусства того периода. Напротив Пабалу Бехеру к северу уходит главная улица древнего города Полоннарувы. Сейчас она поросла бурьяном и кустами и превратилась в простую тропинку, которая вьется по живописным местам, ставшим домом для огромного количества птиц.

Ранкот Вехера (Rankoth Vehera)

Ранкот Вихара, Полоннарува (Rankot Vihara, Polonnaruwa)

Воздвигнутая королем Ниссанкамаллой, Ранкот Вехера является крупнейшей дагобой в Полоннаруве. Архитекторы Ранкот Вехеры придерживались традиций строительства ранних ступ в Анурадхапуре. Эта огромная дагоба 168 метров в обхвате принадлежит монастырскому комплексу Алахана Пиривена (Alahana Pirivena).

Вокруг этой колоссальной дагобы расположены здания со священными изображениями и цветочные алтари, разбитые на широкой песочной террасе, окружающей ступу. По четырем сторонам света находятся Вахалкадаса (Vahalkadasa), или кирпичные помещения, примыкающие к центральному входу, с четырьмя лестничными пролетами, по которым верующие могут попасть к ступе.

Надпись на каменной плите напротив дагобы говорит о том, что король Ниссанкамалла руководил строительством Ранкот Вехеры. Другая надпись на платформе, расположенной южнее, повествует о том, что король Ниссанкамалла поклонялся этой дагобе из павильона.

Ланкатилака (Lankatilaka)

Ланкатилака, Полоннарува, (Lankatilaka, Polonnaruwa)

В самом сердце Алахана Пиривена находятся развалины Ланкатилака – высокой башни, бывшей одним из прекраснейших буддистских храмов в Азии в 12 веке. Огромная кирпичная постройка состоит из стен высотой 17 м, изысканных резных узоров и колоссальной статуи Будды. Дом образов в Ланкатилака является превосходным образцом сводчатых храмов, называемых гедиге. Сейчас у статуи Будды отсутствует голова, а в прежние времена в высоту неповрежденная статуя достигала 12,5 метров. Внешнюю поверхность стен украшают гипсовые фигуры и архитектурные модели. На правой балюстраде вырезана изящная фигура необыкновенной красоты, принадлежащая, как считается, Нагини (Nagini) – женскому воплощению Нагараджа (Nagaraja). Хотя Нага нередко изображались на бордюрных камнях различных культурных памятников Шри-Ланки, храм Ланкатилака является единственным примером, когда подобные изображения наносились на балюстраду.

Кири Вехера (Kiri Vehera )

Кири Вихара, Полоннарува (Kiri Vihara, Polonnaruwa)

Кири Вехера находится прямо напротив Ланкатилака. Белоснежный храм получил название Кири Вехера (в переводе с сингальского – Ступа цвета молока) за его светящийся белый цвет. Храм был построен королевой Субхадрой (Subhadra), супругой короля Паракрамабаху. Кири Вехера известен своими идеальными пропорциями и является самой хорошо сохранившейся дагобой на Шри-Ланке. Трехкомнатное здание для хранения реликвий, обнаруженное при раскопке большого холма к востоку от Кири Вехера, дает представление о структуре и планировке комнат для реликвий в период Полоннарувы. Кроме того, во время раскопок были обнаружены небольшие курганы, которые раньше были меньшими ступами, в которых хранились останки членов королевской семьи и священников из монастыря.

На нижней террасе к западу от Кири Вехера находятся руины часовни или зала собраний буддистских монахов.

Гал Вихарая (Gal Viharaya)

Гал Вихара, Полоннарува (Gal Vihara, Polonnaruwa)

Гал Вихарая, или Храм в скале, не имеет аналогов среди древних храмовых комплексов. Гал Вихарая представляет собой группу огромных статуй Будды, вырезанных в гранитной скале. Наиболее примечательно изображение стоящего Будды высотой 7 м.

Рядом с ним расположена огромная статуя лежащего Будды 14 м в длину. Голова статуи покоится на правой ладони, а левая рука вытянута вдоль левого бока. Вмятина на подушке, появившаяся под тяжестью головы, и слегка согнутая левая нога делают этот колоссальный гранитный символ равновесия и самообладания более живым.

Рядом со статуей лежащего Будды находится фигура стоящего Будды. По мнению археолога доктора Сенератха Паранавитаны, поза и выражение лица Будды показывает исключительное чувство сострадания по отношению ко всем страждущим.

В южной оконечности храма находится статуя сидящего Будды, спинка кресла которого богато украшена узорами. Перед статуей расположена вырезанная из камня арка.

Нелум Покуна (Nelum Pokuna) — Пруд в форме лотоса

Лотосовый бассейн, Полоннарува (Lotus pond, Polonnaruwa)

В 500 м к северу от Демала Маха Сая (Demala Maha Saya) находится Нелум Покуна (что по-сингальски значит Пруд в форме лотоса), построенный королем Паракрамабаху великим в форме цветов лотоса с 8 лепестками. Считается, что этот пруд использовался для ритуальных омовений паломников, приходящих поклониться священным изображениям дома образов Тиванка Патанагхара (Tivanka-patanaghara).

Дом фресок Тиванка (Tivanka)

Дом фресок Тиванка, Полоннарува (Tivanka Image House, Polonnaruwa)

Дом фресок Тиванка, расположенный в 400 м к северу от пруда в форме лотосов, получил свое название из-за согнутой в трех местах, но по-прежнему высокой статуи Будды, находящейся внутри. Сейчас у статуи Будды уже нет ни головы, ни шеи. В переводе с Сингальского, Тиванка означает «три сгиба». Статуя Будды согнута в трех местах: в коленях, в талии и в плечах. Внутренняя и внешняя поверхность стен дома образов богато украшены.

Фрески на внешней поверхности стены носят исключительно декоративный характер и изображают львов, великанов и карликов. Росписи внутренних стен являются настоящими шедеврами. Однако сейчас эти фрески 12 века, отображающие сцены из предыдущих жизней Будды, сильно выцвели. По мнению ученых, эти изображения представляют слияние народного и классического стилей.

Археологические музеи

Рядом с Паракрама Самудрая находится Современный музей, в котором в настоящее время представлены подлинные артефакты, обнаруженные в Полоннаруве, а также реплики и художественные изображения древних монументов этого города.

Карта достопримечательностей Полоннарувы

Карта Полоннарувы

Фото Полоннарувы

Путешественнику

Входная плата: 3250/1625 рупий взрослый/детский.

Время работы: 7:00 — 18:00

Время на осмотр 4 часа.

Достопримечательности Полоннарувы расположены друг от друга на значительном расстоянии поэтому для осмотра лучше взять тук-тук или машину, экстремалы могут взять напрокат велосипед. Экстремальность заключается в том, что ездить по жаре на велосипеде не очень комфортно, а тук-тук или машина позволяют передохнуть после осмотра очередной достопримечательности.

Экскурсии, отели, отзывы

Как добраться до Полоннарувы

Подробное описание маршрутов и времени в пути (автобусом из аэропорта «Бандаранайке», Коломбо, Негомбо, Канди, Анурадхапуры, Дамбуллы, Сигирии, Тринкомали, Баттикалоа, Пассикуды, Матары, Галле, Хиккадувы, Бентоты и поездом из Коломбо, Матары, Галле, Хиккадувы, Бентоты):

Автобус

Автобус Коломбо - Полоннарува (Кадурувела)Главная автобусная станция Полоннарувы находится в 4 км от старого города в Кадурувела (Kaduruwela), поэтому на автобусах идущих до Полоннарувы может быть написано Kaduruwela. Автобусы из Коломбо, Дамбуллы и Анурадхапуры проезжают через старый город, рядом с которым и находятся основные достопримечательности. Здесь же находятся отели и гесты (остановка отмечена на карте ниже).

Для однозначной уверенности в том, что вы сядете в автобус при поездке из Полоннарувы в другие города Шри-Ланки, лучше будет доехать до автостанции. Она расположена напротив железнодорожной станции Полоннарува. Автобусы до Баттикалоа и Калкудах (Пассикуда) отправляются от остановки рядом с железнодорожной станцией.

Из аэропорта «Бандаранайке». Необходимо доехать до автостанции в Негомбо (Negombo), проще всего на тук-туке или на проходящем рядом с аэропортом автобусом 1/245 Kandy — Negombo. Из Негомбо на автобусе 34-3 Negombo — Kurunegala (в Kurunegala крупная автостанция) и далее 48-8 Kurunegala — Kaduruwela. Общее время в пути 5 часов.

Из Коломбо. С автостанции Петтах автобусом 48 Colombo — Kaduruwela. Время в пути 6 часов.

Из Дамбуллы. С остановки проходящих автобусов на автобусах 48 Colombo — Kaduruwela, 48-8 Kurunegala — Kaduruwela, 41-2 Kandy — Kaduruwela. Время в пути 1,5 часа.

Из Канди. С автостанции Goods Shed автобусом номер 41-2 Kandy — Kaduruwela. Время в пути 3,5 — 4 часа.

Из Анурадхапуры. На прямом проходящем автобусе 4/86 Puttlam — Kalmunai. Время в пути 3 часа. Или через Дамбуллу на автобусах 8 Colombo — Kaduruwela, 48-8 Kurunegala — Kaduruwela, 41-2 Kandy — Kaduruwela до Дамбуллы где пересесть на автобусы 42-2 Kandy — Anuradhapura, 15-1 Colombo — Anuradhapura. Время в пути 4 часа.

Из Сигирии. Автобусом 490/1 Dambulla — Sigiriya до остановки Инамалува (Inamaluwa) где пересесть на автобусы 48 Colombo — Kaduruwela, 48-8 Kurunegala — Kaduruwela, 41-2 Kandy — Kaduruwela. Время в пути 1,5 часа.

Из Тринкомали. На автобусе 49 Colombo — Trincomalee до Хабараны (Habarana) где пересесть на автобусы 48 Colombo — Kaduruwela, 48-8 Kurunegala — Kaduruwela, 41-2 Kandy — Kaduruwela. Время в пути — 4 часа.

Из Баттикалоа (проезжает через Калкудах (Пассикуда)). На автобусе 48-18 Batticaloa — Kaduruwela. Время в пути 2,5 часа.

Из Матары. На прямом автобусе 2/48 Matara — Kaduruwela. Время в пути 11-12 часов.

Из городов юго-западного побережья Матары, Галле, Хиккадувы, Бентоты автобусом, поездом или по возможности автобусом-экспрессом до Коломбо и из Коломбо как описано выше.

Расписание автобусов »

Поезд

Жд станция ПолоннаруваСтанция Полоннарува находится на линии Коломбо — Баттикалоа.

Из Коломбо. С железнодорожной станции Colombo Fort до станции Polonnaruwa. Два поезда в день, один из них ночной. Вагоны только 2 и 3 класса с нерезервируемыми местами. Время в пути 6,5 часов.

Из городов юго-западного побережья: Матара, Галле, Хиккадува, Бентота и т.д. Поездом до станции Colombo Fort и пересесть на поезд Colombo Fort — Polonnaruwa.

Расписание поездов »

Трансфер

Заказать трансфер в Полоннаруву »

Полоннарува – история города
Полоннарува – статуя Паракрамабаху
Полоннарува – Потгул Вихара
Полоннарува – Зал заседаний Ниссанкамалле
Полоннарува – Дворец Паракрамабаху
Полоннарува – Зал заседаний Паракрамабаху
Полоннарува – Храм Тупараме
Полоннарува – Лата Мандапа. Ата-даге
Полоннарува – Вата-даге. Хета-даге
Полоннарува – Гал Пота (Каменная Книга)
Полоннарува — Ранкотвихара
Полоннарува – Храм Ланкатилака
Полоннарува – Гал Вихара
Полоннарува – Храм Тиванка