Буддизм в Шри-Ланке

/Шри-Ланка/Буддизм в Шри-Ланке

Согласно легенде, Будда посещал остров, на котором в то время правили демоны ракшасы и наги. Сверхъестественные способности Будды помогли ему одержать победу над демонами и обучить жителей острова Дхамме.

В Дипавансе («Островная хроника», 4 в.) и Махавансе («Великая хроника», 5 в.) утверждается, что буддизм введен во времена царя Ашоки, когда на Шри-Ланку прибыли его сын Махинда и дочь Сангхамитта, привезшие с собой останки Будды и отросток дерева Бодхи, под которым Гаутама достиг Пробуждения. В честь этих священных реликвий в Анурадхапуре были воздвигнуты Махавихара, Четия Паббата вихара, Тупарама и еще несколько мужских и женских монастырей.

Во II в. до н. э. северная часть острова была захвачена тамилами, которые оставались на острове 44 года и были разгромлены царем Дуттагамани Абхая (правил в 101 — 77 до н. э.). При нем позиции буддизма еще более укрепились, но в I в. до н. э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил в 29 — 17 до н. э.) решил созвать четвертое Cангити (Буддийский Собор) в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении буддийской традиции. 500 наиболее ученых монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях записали на языке пали тексты Винаи, Сутты и Абхидхаммы, и комментарии к ним на сингальском языке. В то же время царь Ваттагамани создал монастырь Абхаягири вихара.

В III в н. э. монахи Абхаягиривихары стали исповедовать буддизм махаянистского толка и повели борьбу с тхеравадинами монастыря Махавихары. В IV в. царь Махасена (правил в 334 — 362), по совету махаяниста Сангхамитты разрушил все здания Махавихары. Он же построил монастырь Джетавана в Полоннаруве и подарил его махаянистским монахам. Во времена царствования Сиримегхаванны (сына Махасены) из Индии был привезен зуб Будды. Считалось, что обладание этим зубом дарует правителю сверхъестественные возможности видеть низкое и благородное, уродливое и прекрасное, проникать взором в грубые и тонкие уровни существования, предвидеть последствия как своих мыслей и действий, так и других существ Вселенной. Поэтому в честь этого события царь приказал восстановить Махавихару, отлить золотую статую Махинды и учредить фестиваль Махинды, символизирующий борьбу за чистоту буддизма. Соперничество между монастырями Махавихара, Абхаягири-вихара и Джетавана продолжалось до очередного нашествия тамилов в V в. После изгнания тамилов сингальские цари стали поддерживать Махавихару, как оплот национального духа и истинного буддизма тхеравады.

Важным историческим событием считается прибытие на остров Буддхагхосы (конец V в.), и завершение с его помощью работы над композицией Палийского Канона (Типитаки). Примерно тогда же были начаты две сингальские хроники на пали: Дипаванса и Махаванса. Последняя сыграла важную роль в политической жизни острова, т. к. в ней не только фиксировались династии и исторические события, но и давались оценки деяниям царей, иногда нелестные (после VI в., продолжением Махавансы стала Чулаванса). Поскольку эти хроники считались священными у сингалов, то в соответствии с буддийскими представлениями их переписывание приносило массу заслуг, и несмотря на попытки некоторых правителей уничтожить эти хроники, монахи ревностно хранили рукописи и тем самым сохраняли преемственность традиций в условиях регулярных тамильских нашествий и феодальных войн на острове.

С XV в. начинается европейская колонизация острова. Сначала это были португальцы (1505 — 1658), при которых буддистов жестоко преследовали и давалось множество привилегий тем, кто становился католиком. В результате такой политики в Коломбо, Галле, Негамбо и других прибрежных городах возникли католические общины, церкви, колледжи, появилась прослойка так называемых португальских бюргеров со своими праздниками и фестивалями. Голландская колонизация (1658-1796) оставила после себя, помимо плантационных хозяйств, протестантские колледжи, а также поселения голландских бюргеров. Религиозные фанатики среди португальцев и голландцев уничтожали буддийские святыни и преследовали членов Сангхи. Английская колонизация (1796 — 1948), наиболее гуманная по форме, нанесла самый чувствительный удар по буддизму в результате ликвидации кандийской монархии (1815), отделения буддизма от государства, введения денежной формы земельного налога и проведения аграрной реформы. Последние два мероприятия подорвали кастовую структуру и разрушили многочисленные традиции сингальского общества. Это привело к идеализации «старого доброго времени» и готовности защищать свою религию, т. е. была подготовлена почва для идеологизации буддизма и политизации Сангхи. В 1860 начали выходить 2 газеты, призывающие к защите буддизма. В 1865-1873 прошли острые диспуты между христианскими проповедниками и буддийскими учеными монахами, в которых победа, чаще всего была на стороне последних. В 1898 была создана Ассоциация буддийской молодежи, в 1918 — Цейлонский буддийский конгресс, в 1937 — Великий совет сингалов, в 1946 — Объединенный совет биккху, в 1955 опубликован доклад «Предательство буддизма», описывающий бедственное положение буддизма по сравнению с христианством, в 1956 создан Объединенный фронт биккху, принявший активное участие в политической борьбе за власть.

В настоящее время, буддизм исповедуют сингалы (70% населения). В стране более 6 тысяч монастырей и храмов, около 20 тысяч монахов. Имеются три никаи: Сиам-никая (основана в 1753), Амарапура-никая (основана в 1803). Раманния-никая (основана в 1863). Наиболее массовой и богатой является Сиам-никая (14 тыс.), которая опирается на крестьян-землевладельцев. Амарапура-никая (4 тыс) влиятельна среди городских слоев. Раманния-никая (2 тыс.) является аскетической сектой, борющейся за чистоту буддизма и буддийский образ жизни. Имея значительный опыт политической борьбы, ланкийские монахи постоянно укрепляют свои социально-экономические позиции, добиваясь от каждого правительства определенных уступок в пользу Сангхи. Но в то же время, повышение социальной и политической роли Сангхи, ведет к обострению религиозно-этнических противоречий в стране, к падению престижа буддийских монахов, к размежеванию между радикально настроенными монахами и консервативной частью Сангхи, не желающей терять своего религиозного авторитета и доходов.

Буддийские храмы и монастыри

Медитационные центры

Буддийские организации

Комментарии

1 комментарий на "Буддизм в Шри-Ланке"

avatar
Добавить фото или изображения
 
 
 
 
 
Добавить аудио или видео
 
 
 
 
 
Добавить doc, pdf, txt, zip
 
 
 
 
 
Сортировать:   сначала новые | сначала старые | по рейтингу
thiranjan
Гость
thiranjan

otkuda nashli takyu istoriu na nashei strane

wpDiscuz